ПРИНЯТ
общим
собранием трудового коллектива
образовательного
учреждения
« 31
» августа 2009г.
Протокол №1
Положение
о материальных поощрениях и материальной помощи
работникам образовательного учреждения
I. Общие положения
П. Критерии оценки труда работников
III. Надбавки к должностным окладам
высококвалифицированным работникам за высокие достижения в труде
IV. Премирование за успешное и
качественное выполнение планов работ и заданий
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет
цель - усиление материальной
заинтересованности работников образовательного учреждения в развитии
творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед
коллективом задач, укрепление и развитие материально-технической базы,
повышение качества образовательного процесса, закрепление
высококвалифицированных кадров,
материальная поддержка остро нуждающихся работников.
Для реализации
поставленных целей вводятся следующие виды материального поощрения работников:
- надбавки за высокие достижения в
труде или за выполнение особо важной
работы;
- премирование
за успешное и качественное выполнение планов работ и
заданий;
- оказание материальной помощи;
- представление к почетным
званиям, знакам.
П. Критерии оценки труда
работников
При установлении надбавок, определении
размера премий работникам образовательного
учреждения используются следующие критерии оценки их труда:
-
Качество
выполнения функциональных обязанностей согласно должностной инструкции.
Проявление творческой инициативы, самостоятельности, ответственного отношения к
профессиональному долгу.
-
Выполнение особо важной работы, активное участие в мероприятиях,
проводимых вышестоящими органами управления, успешное выполнение плановых
показателей, творческий вклад в развитие
образовательной деятельности, совершенствование форм и методов обучения и
воспитания.
-
Активная работа с общественными организациями, творческими союзами, ассоциациями по проблемам образования.
-Участие в методической работе, обобщении передового
опыта, внедрении передового педагогического опыта в образовательный процесс,
авторской разработке учебных программ,
курсов, учебных пособий, учебников.
-
Активное участие в общественной жизни образовательного учреждения.
-
Неукоснительное
соблюдение норм трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения, требований охраны труда и
техники безопасности.
III. Надбавки к должностным окладам высококвалифицированным
работникам
за высокие достижения в труде
1. Надбавки к должностным окладам за высокие творческие и
профессиональные достижения в труде, за
выполнение особо важных (сложных) работ устанавливаются приказом
директора образовательного учреждения в пределах фонда оплаты труда без
ограничения размера. Надбавка может быть установлена на определенный период времени или за выполнение конкретного
объема работ основным работникам.
2. Размер надбавки отменяется или уменьшается при
ухудшении качества работы, несвоевременном выполнении заданий, нарушении
трудовой дисциплины и оформляется приказом
директора образовательного учреждения.
3. Надбавки могут быть установлены вновь принятым на
работу высококвалифицированным специалистам, соответствующим требованиям,
предъявляемым к данной должности.
IV. Премирование за успешное и качественное выполнение планов работ и заданий
1. Премирование работников образовательного
учреждения производится по итогам
работы за учебный год (за полугодие, четверть, квартал, месяц).
Основаниями для
премирования служат: подведение итогов образовательного процесса, выполнение
методической работы, проведение мероприятий, внедрение новых форм и методов
обучения, укрепление учебно-материальной базы, сохранность имущества,
результаты смотров конкурсов, олимпиад, аттестации.
Премии не ограничиваются
предельными суммами в образовательных учреждениях, работающих в новых условиях хозяйствования.
2. Премирование директора
образовательного учреждения производится приказом по муниципальному органу управления образованием.
3. Работникам, проработавшим неполный учебный год в связи
с переездом, переводом на другую работу и должность, поступлением на учебу,
уходом на пенсию, призывом на срочную службу в Вооруженные силы, уволенным по сокращению штатов и другим уважительным причинам,
начисление производится за фактически отработанное время в данном
периоде.
4. Премии выплачиваются работникам
на основании приказа по образовательному учреждению.
5. Премии начисляются за фактически
отработанное время за учебный год, квартал, полугодие
и т.д.
6. Работники образовательного
учреждения могут премироваться к
юбилейным датам со
дня рождения и трудовой деятельности: 50-, 55-, 60-летие и более лет (круглые даты) и в связи с уходом на пенсию.
Примечание: Положение принимается на
общем собрании коллектива образовательного учреждения. Срок действия данного
Положения не ограничен.
Приложение
Поощрения за
труд в сфере общего
образования
Признание
значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов выражаются в виде поощрения. В
профессиональной деятельности поощрение -
это один из важнейших элементов дисциплины труда, оно играет большую роль
в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер
позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и
материальных стимулов к труду.
Трудовое
законодательство (ст. 191 ТК РФ) устанавливает следующие виды поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:
-
объявление благодарности;
-
выдача премии;
-
награждение почетной грамотой;
-
представление к почетным званиям, знакам.
Разделяя
меры поощрения на материальные и моральные, Трудовой кодекс не исключает одновременного применения к работнику
нескольких мер поощрения.
Данный
перечень мер поощрения работодателем лучших работников не является исчерпывающим. Так, ч. 2
ст. 191 ТК РФ определяет, что за особые заслуги работники могут быть
представлены к государственным наградам.
В РФ
система поощрения педагогических работников представлена двумя типами:
отраслевые награды Министерства образования России и государственные награды в сфере образования. В свою очередь каждый тип поощрения
может быть представлен в виде премии (которые могут быть выражены как в
денежном эквиваленте, так и ценным подарком) либо награды. К последним указ
Президента РФ «О государственных наградах
РФ» от 02.03.1994 № 442 (ред. 21.12.2000) относит почетные звания и
ордена, медали, знаки отличия РФ.
В
настоящее время поощрение работников отраслевыми наградами регулируется
приказом Министерства образования России от 13.01.1999 № 44, утвердившим
Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального
образования РФ («Вестник образования», 1999, № 6).
Отраслевые
награды как
форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании,
образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:
-
медаль К.Д.Ушинского;
-
нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
-
нагрудный знак
«Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
-
нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального
образования РФ»;
-
нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования
РФ»;
-
нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
-
Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования
РФ;
- Благодарность Министерства общего и
профессионального образования РФ.
Из
указанных видов наград особые требования к стажу работы и квалификации
работника предъявляются в случае награждения учителей:
- нагрудным знаком «Почетный
работник общего образования» (не менее 12 лет стажа
работы в образовательных учреждениях и высшая либо первая
квалификационная
категория);
-
Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования
РФ (не менее 5 лет стажа работы в системе учреждений Минобразования России);
-
нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» (не менее 12 лет
работы в дошкольных, общеобразовательных
учреждениях, специальных - коррекционных учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждениях дополнительного
образования детей), государственные награды и премии РФ в
сфере образования. Эта высшая форма поощрения граждан предусмотрена для морального и материального
стимулирования труда работников за выдающиеся заслуги в экономике,
науке, культуре, просвещении и иные заслуги перед государством Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. 23.12.2001)
«Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и
описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» («Собрание законодательства
РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302) установлены почетные звания «Заслуженный учитель
РФ» и «Народный учитель РФ».
Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присваивается
высокопрофессиональным учителям,
преподавателям и воспитателям за заслуги в педагогической
и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и
воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого
потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ,
авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по
специальности 15 и более лет.
Письмо Минобразования России от 14.04.1999 № 93
ин/18-02 «Об упорядочении представления
документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников
сферы образования» («Вестник образования», 1999, № 7) уточняет порядок
присвоения данного почетного звания требованием наличия у претендента на
награду помимо педагогического стажа еще и высшей квалификационной категории
по оплате труда.
Порядок присвоения почетного
звания «Народный учитель РФ» определяется указом Президента РФ от
02.03.2000 № 463 «О внесении дополнения в указ Президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ» («Собрание законодательства РФ»
от 06.03.2000, № 10, ст. 1116). Почетное звание «Народный учитель РФ»
присваивается не ранее, чем через пять лет после присвоения почетного звания
«Заслуженный учитель РФ», работникам образовательных учреждений, которые внесли
выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное
признание. И хотя документ не уточняет
других требований к претендентам, из процедуры представления к наградам
следует, что работник, выдвинутый к награждению данным почетным званием, должен
иметь педагогический стаж не менее 20
лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.
Системой
государственного поощрения работников в сфере образования предусмотрены премии Президента РФ и премии
Правительства РФ.
Премии Президента РФ в области
образования регулируются указом Президента РФ от 18.03.1996 № 388 «Об утверждении Положения о
премиях Президента РФ в области образования
и порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» («Собрание законодательства
РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302). Премию Президента присуждают не только за
внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание
эффективных технологий обучения, но и за участие в конкурсе «Учитель года
России». Согласно указу Президента Российской Федерации от 6
июня 1994 г. № 1144 «О премиях работникам образования, лауреатам конкурса
"Учитель года России" и обучающимся в общеобразовательных учреждениях
- победителям международных олимпиад по
учебным предметам» (ред. 2001 г. «Собрание законодательства РФ», 1994, № 7, ст.
686; 08.10.2001, № 41, ст. 3937), 15 лауреатов конкурса получают премии
Президента РФ.
Премии
Правительства РФ в области образования регулируются постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1221 (ред. от
07.05.2001) «Об учреждении премий Правительства РФ в области
образования» («Собрание законодательства РФ» от 18.12.1995, №51, ст.
5068).Каким образом все вышеуказанные формы поощрения труда учителя влияют на
его социальное обеспечение? К примеру, лицам, награжденным нагрудным знаком
«Почетный работник общего образования РФ», устанавливается ежемесячная
поощрительная надбавка в размере до 20% включительно от должностного оклада за
счет средств образовательного учреждения (п. 3.11 «Положения об отраслевых
наградах Минобразования РФ»).
Специалистам и руководителям образовательных учреждений, имеющим
почетные звания «Народный учитель» и «Заслуженный учитель», устанавливается
оплата труда на один разряд выше, согласно
Постановлению Минтруда РФ от 22.11.1995 № 65 «О согласовании изменений в
разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений
образования РФ, а также согласно письму Минобразования РФ и профсоюза
работников народного образования и науки № 20-58-196/20-5/7 от 16.01.2001
"О порядке исчисления заработной платы работников образовательных
учреждений"» («Официальные документы в образовании». № 5/01.)
Лицам,
награжденным ведомственными наградами, в том числе награжденным до 1995 г. согласно «Отраслевому тарификационному соглашению
по учреждениям образования РФ на 2001-2003 гг.» («Официальные документы в
образовании». № 8/01), могут быть установлены надбавки к ставкам заработной
платы (должностным окладам) исходя из средств образовательного учреждения, что
должно быть зафиксировано
в коллективном договоре. Это право корреспондируется с положением ст. 32
закона РФ «Об образовании», где отмечено, что в компетенции образовательного учреждения лежит право
устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников данного
учреждения, определять порядок и размер их премирования.
Лауреаты премий
Президента и Правительства
в области образования,
а также
лауреаты конкурса «Учитель года России» имеют право
при получении пенсии, ежемесячного
пожизненного содержания на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Оно назначается в соответствии с федеральным законом РФ № 21 ФЗ от 06.02.2002 «О дополнительном ежемесячном
материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые
заслуги перед РФ» по заявлению лица, обратившегося
за указанным обеспечением. Размер дополнительного материального обеспечения
составляет 330% размера базовой части трудовой пенсии по старости. Выплата производится одновременно с выплатой
соответствующей пенсии.
В целом лица, удостоенные как
государственных, так и отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях,
установленных законом РФ. Так, в соответствии
со ст. 7 закона РФ «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо иметь какую-либо награду, звание СССР
или РФ либо ведомственный знак отличия труда. При этом в письме Минтруда
РФ от 7.10.1998 № 5635 КС приводится обзор практики учета ведомственных знаков
отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Здесь же приводится
перечень почетных званий, нагрудных знаков, значков,
почетных грамот, похвальных грамот, дипломов, учитываемых при присвоении звания
«Ветеран труда».
Кроме рассмотренных нами наград и премий при присвоении звания
«Ветеран труда» учитываются также звания
«Заслуженный педагог», «Отличник народного просвещения», нагрудный значок ЦС
ВПО им. Ленина «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Министерства
просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзных работников
просвещения, высшей школы и научных учреждений
РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся».
В
этом письме Министерство труда РФ сообщает, что приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в
присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или
иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении
звания «Ветеран труда» учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за
многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств.
Однако награды, учрежденные и выданные предприятиями
(учреждениями, организациями), войсковыми частями, общественными организациями,
а также медали ВДНХ (ВСХВ) не учитываются при присвоении звания «Ветеран
труда».
В процедуре поощрения за труд следует
отметить еще один важный момент. Все поощрения за труд, применяемые по
отношению к учителю, оформляются
изданием соответствующего приказа (распоряжения) директора (за какие конкретные
успехи в труде поощряется работник) с указанием конкретного вида поощрения.
Приказ доводится до сведения коллектива
образовательного учреждения.