Согласовано:___________ Утверждено приказом Председатель Покровской гимназии Управляющего совета 01-02/ от
Покровской гимназии
Сейдалова Н.Л. «____» ___________ 2010 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки качества образования
МОУ Покровская улусная многопрофильная гимназия
муниципального района «Хангаласский улус»
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования МОУ Покровская улусная многопрофильная гимназия муниципального района «Хангаласский улус» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования внутришкольной системы оценки качества образования гимназии (далее ШСОКО), ее организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования.
1.2. Практическое осуществление ШСОКО строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципального района «Хангаласский улус», школы, а также различными нормативами и положениями, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Система оценки качества образования школы представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их школьных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатами системы оценки качества образования..
1.4. Основными пользователями результатов ШСОКО являются:
· обучающиеся и их родители;
· администрация школы;
· МУ «Хангаласское РУО;
· Управляющий Совет гимназии;
· общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.5. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ШСОКО проводятся с привлечением экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
1.6. В Положении используются следующие термины:
· «образование» - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающихся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);
· «система образования» - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;
· «качество образования» - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных условий обеспечения образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения;
· «индивидуальные достижения обучающегося» - совокупность всех образовательных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовывать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах деятельности;
· «компетентность» - выраженная способность применять свои знания и умения;
· «компетенция» - способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;
· «оценка качества образования» – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
· «внешняя оценка качества образования» - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями, семьей);
· «внутренняя оценка качества» в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: обучающиеся, обучающие, ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое) и включает следующие компоненты: самооценка обучающихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, самооценка Школы, оценка Школы со стороны районного органа управления образованием, оценка деятельности педагогических кадров;
· «система оценки качества образования» - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности Школы с учетом запросов потребителей образовательных услуг;
· «экспертиза» - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;
· «измерение» - оценка уровня достижения образовательных результатов с помощью критериев и показателей достижения, контрольно-измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и соответствующих реализуемым образовательным программам;
· «диагностика» – процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности, которая основана на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений; в более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала;
· «показатель» – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного объекта оценки (аспекта функционирования) системы образования; показатель позволяет судить о состоянии системы образования, изменении этого состояния, его развитии;
· «критерий» - признак, на основании которого, проводится оценка по выбранному показателю; критерии устанавливаются в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных правовых документов к объектам оценки по выбранным показателям;
· «индикатор» - указатель (система указателей), позволяющий определять текущее состояние объекта оценки по конкретному показателю, осуществлять сравнительный анализ фактических данных с установленными нормативами.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования
системы оценки качества образования МОУ Покровская улусная
многопрофильная гимназия
2.1. Целями ШСОКО являются:
· создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
· получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень;
· повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
· принятие обоснованных и своевременных управленческих решений.
2.2. Задачами системы оценки качества образования в школе являются:
· формирование единой системы потоков информации о качестве образования;
· обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей;
· придание системе оценки качества образования государственно-общественного характера, реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.
· формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
· оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации;
· оценка состояния и эффективности деятельности учителя и руководящих работников;
· оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
· выявление факторов, влияющих на качество образования;
· содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
· содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования гимназии положены принципы:
· объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
· реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
· открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
· оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования)
· сопоставимости системы показателей с муниципальными и республиканскими аналогами;
· доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
· соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
2.4. Основные функции:
· нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании;
· диагностика образовательных достижений обучающихся, экспертиза условий и результатов деятельности образовательного учреждении, результатов практической деятельности педагогических и руководящих работников;
· обобщение, анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования;
· обеспечение внешних пользователей аналитической информацией о развитии муниципальной системы образования, а также об образовательном учреждении; разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей информации;
· информационное обеспечение управленческих решений по вопросам оценки условий (лицензирование) и результатов (государственная аккредитация) деятельности образовательного учреждения, аттестации педагогических и руководящих работников;
· анализ эффективности используемых средств, форм и технологий оценки качества образования и их совершенствование;
· участие в подготовке организаторов и экспертов в сфере оценки качества образования; проведение консультирования по вопросам оценки качества образования.
3. Организационная структура системы оценки качества образования
В структуре системы оценки качества образования школы выделяются следующие элементы:
· администрация школы;
· методический совет;
· педагогический совет
· управляющий совет;
· учителя школы.
3.1. Функциональная характеристика структур системы оценки качества образования МОУ Покровская улусная многопрофильная гимназия:
3.1.1. Администрация школы:
· осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования;
· обеспечивает государственную поддержку обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на территории, обслуживаемой школой;
· формирует стратегию развития системы образования школы;
· координирует деятельность учителей;
· разрабатывает и утверждает локальные документы в области образования;
· анализирует состояние и тенденции развития системы образования школы, разрабатывает и представляет программы развития образования в районное управление образования, педагогическому коллективу, организует их выполнение;
· взаимодействует с органами местного самоуправления МО «Город Покровск», муниципального района «Хангаласский улус» в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей;
· осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
· организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности школы;
· организует проведение процедуры государственной аккредитации школы в установленном законодательством порядке;
· организует и проводит в пределах своей компетенции аттестацию педагогических работников;
· осуществляет в своей компетенции организационно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
· осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения федеральных государственных образовательных стандартов учителями;
· устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки состояния индивидуальных достижений обучающихся;
· принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
3.1.2. Методический Совет:
· разрабатывает методики оценки качества образования;
· проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
· разрабатывает методику и организует проведение рейтинговой оценки работы Школы;
· участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Школе;
· организует систему мониторинга качества образования, анализирует результаты оценки качества образования;
· организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Школы;
· обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования ;
· проводит подготовку работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
· содействует обновлению нормативно-правовой базы Школы, относящейся к обеспечению качества образования;
· изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования.
· проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формирует предложения по их совершенствованию;
· обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения;
· организует и проводит школьные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
· организует систему информационного и научно-методического обеспечения муниципального образовательного учреждения.
3.1.3. Педагогический совет:
· разрабатывает и реализует программу развития Школы, включая развитие системы оценки качества образования Школы;
· участвует в разработке методики оценки качества образования;
· участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Школы;
· обеспечивает проведение в Школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
· обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы Школы в составе муниципального образования;
· организует систему мониторинга качества образования в Школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
· обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Школы;
· содействует организации подготовки работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
· формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в Школе;
· изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования Школы;
· проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся Школы и формируют предложения по их совершенствованию.
3.1.4. Управляющий совет:
· содействует определению стратегических направлений развития образовательного учреждения;
· содействует реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;
· содействует реализации принципа общественного участия в управлении муниципальным образовательным учреждением;
· готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования;
· осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательного учреждения в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
· принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
· принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
· принимает участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
· принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования школы.
3.1.5. Учителя школы:
· разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;
· участвуют в разработке методики оценки качества образования;
· участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;
· обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
· обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;
· организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
· организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
· обеспечивают предоставление информации о качестве образования на школьный, муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Республики Саха (Якутия);
· обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;
· содействуют организации подготовки работников образовательного учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;
· формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;
· изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;
· проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;
4. Объекты оценки:
· образовательная деятельность учреждения;
· образовательные программы (качество разработки и результативность осуществления);
· учащиеся;
· педагогические работники;
5. Предмет оценки:
· качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения учащимися образовательных программ государственному стандарту);
· качество условий образовательного процесса (качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательном учреждении, качество условий реализации образовательных программ).