Совершенствование предпрофильной подготовки
и профильного обучения
У каждого
ребенка мысль развивается
своеобразными
путями, каждый умен и талантлив по-своему.
Нет ни одного
ребенка неспособного, бездарного.
Важно, чтобы
этот ум, эта талантливость стали
основой успехов
в учении, чтобы ни один ученик
не учился ниже
своих способностей.
В. А.
Сухомлинский
Одно из основных направлений деятельности
педагогического коллектива совершенствование профильного обучения, задачами
которого являются:
·
разработка и
корректировка программ профильных и элективных курсов;
·
обеспечение
условий для выбора учеником профиля обучения;
·
введение предпрофильной подготовки учащихся 8-9
классов;
·
профориентационная работа с
учащимися.
Реализация
программы профильного обучения осуществляется по этапам:
II. разработочный (1999-2002);
III. обучающий (2002-2006);
IV. итоговый (2006-2009).
На I поисковом этапе педколлектив, изучая состояние профильного обучения в школах
республики, находился в поиске эффективной модели профильного обучения в
условиях многопрофильной гимназии; анализировал учебные комплексы и учебную литературу, учебные планы и
программы; готовил рекомендации по работе с действующими учебниками. Учителя и
руководители занимались самообразованием, проходили курсы повышения квалификации
по профильному обучению.
На II разработочном этапе учителя создавали программы элективных курсов по предметам, проводили
информационно-просветительскую работу среди родителей и учащихся. Был составлен
план профориентации, проводились педагогические консилиумы, контрольные срезы,
тестирование по предметам. Формировалась система мониторинга, включающая
собеседование, анкетирование, тестирование.
На III обучающем этапе учителя совершенствуют уровень научно-теоретической
подготовки в области профилизации через улусные,
республиканские семинары и курсы, анализируют и корректируют действующие программы профильного
обучения, разрабатывают новые элективные курсы. Составлен сборник программ
элективных и профильных курсов «Профильное обучение» (2 выпуска). Педагогический
коллектив включился в опытно-экспериментальную работу республиканского статуса
по предпрофильной подготовке учащихся 8-9 классов.
Выпускники 9 классов принимают участие в новой форме итоговой аттестации, учителя в работе
улусных независимых комиссий по предметам; классные руководители оформляют портфолио девятиклассников.
Профильное
обучение в группах осуществляется по четырем направлениям:
1.
политехническое (математика, физика, черчение);
2. естественнонаучное (химия, биология,
география);
3. гуманитарное (русский язык и литература, английский язык,
история, обществознание);
4. социально-экономическое (математика, английский язык,
география);
Направления профилей
обучения в соответствии
с образовательными
программами
Направления профилей |
Начальная профилизация (предпрофильная
подготовка) |
Профильное
обучение |
Политехнический |
8-9
классы |
10-11
классы |
Естественнонаучный |
8-9
классы |
10-11
классы |
Гуманитарный |
8-9
классы |
10-11
классы |
Социально-экономический |
8-9
классы |
10-11
классы |
Реализация многопрофильного обучения на
практике обеспечивает каждому ученику право выбора образовательного маршрута,
дает возможность приобретать знания, соответствующие выбранному профилю и
возможностям.
Программы профильных, элективных курсов
способствуют:
·
углублению и расширению знаний, приобретенных
на уроках;
·
выработке умения применять их на
практике;
·
расширению связей с изученным программным
материалом;
·
качественной подготовке школьников к
различным формам испытаний: экзаменам по новой форме в 9 классах, к ЕГЭ в
выпускных классах и переводным экзаменам.
Сегодня перед педагогическим коллективом
стоит задача совершенствования программ профильных, элективных, авторских курсов
в соответствии с требованиями высших учебных заведений.
Введение профильного обучения позволило
повысить качество учебы и результатов участия в предметных олимпиадах,
научно-практических конференциях, обеспечило высокое качество сдачи ЕГЭ и 100%
поступление в высшие учебные заведения.
Таким образом, профильное обучение создает
условия для личностной ориентации учебного процесса, его индивидуализации,
интеллектуально-творческой активности учащихся, обеспечивает доступность
качественного образования.
На протяжении нескольких лет сохраняется стабильное
высокое качество обученности (81 90 %) при 100 % успеваемости.
% успеваемости и
качества обученности по ступеням
образования
Учебный год |
5 9
классы II ступень |
10-11
классы III ступень |
Итого в 5 11 кл. (II-III ступени) | |||
% успев-ти |
% качества |
% успев-ти |
% качества |
% успев.-ти |
% качества | |
1998-1999 |
100 |
85 |
100 |
92,5 |
100 |
87 |
1999-2000 |
100 |
83 |
100 |
95 |
100 |
86 |
2000-2001 |
100 |
87 |
100 |
97 |
100 |
90 |
2001-2002 |
100 |
80 |
100 |
92 |
100 |
83 |
2002-2003 |
100 |
86 |
100 |
89 |
100 |
87 |
2003-2004 |
100 |
78 |
100 |
88,5 |
100 |
81 |
2004-2005 |
100 |
85,5 |
100 |
100 |
100 |
90 |
2005-2006 |
100 |
86 |
100 |
100 |
100 |
90 |
% успеваемости и
качества обученности в выпускных 9, 11
классах
Учебный
год |
9
класс II ступень |
11
класс III ступень | ||
% успеваемости |
% качества |
% успеваемости |
% качества | |
1998-1999 |
100 |
95 |
100 |
100 |
1999-2000 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2000-2001 |
100 |
77 |
100 |
100 |
2001-2002 |
100 |
81 |
100 |
100 |
2002-2003 |
100 |
84 |
100 |
100 |
2003-2004 |
100 |
83 |
100 |
94 |
2004-2005 |
100 |
80 |
100 |
100 |
2005-2006 |
100 |
94 |
100 |
100 |
Итоги
ЕГЭ выпускников
Покровской улусной многопрофильной
гимназии
Предмет |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |||||
% выпол. |
% качества |
% выпол. |
% качества |
% выпол. |
% качества |
% выпол. |
% качества |
% выпол. |
% качества | |
Математика |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
89 |
100 |
100 |
Русский
язык |
100 |
86 |
100 |
92 |
100 |
94 |
100 |
89 |
100 |
100 |
История |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
75 |
100 |
100 |
100 |
80 |
Обществозна-ние |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
100 |
100 |
100 |
75 |
Биология |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Химия |
100 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
100 |
100 |
Физика |
100 |
67 |
100 |
100 |
80 |
40 |
100 |
100 |
100 |
33 |
Литература |
|
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Английский
язык |
|
|
100 |
80 |
100 |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
География |
|
|
100 |
100 |
100 |
67 |
|
|
|
|
С 2001 года выпускники гимназии сдают единые
государственные экзамены, по их результатам поступают в высшие учебные
заведения. Высоких результатов добиваются выпускники на ЕГЭ по математике,
русскому языку, литературе, английскому языку, истории, обществознанию, биологии
и другим предметам. Успешной сдаче ЕГЭ и поступлению предшествует большая
подготовительная работа:
·
изучение
и использование на уроках материалов ЕГЭ;
·
обмен
опытом учителей по подготовке к ЕГЭ в школе, улусе и республике;
·
проведение тестирований по профессиональной
направленности.
Выпускники успешно поступают в выбранные вузы России и
становятся студентами высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока,
Якутска и других городов. В течение семи последних лет поступаемость составляет 100%, выпускники продолжают
обучение по выбранному в старших классах профилю.
Учебный
год |
С золотой
медалью |
С серебряной
медалью |
Итого |
1998-1999 |
- |
3 |
3 |
1999-2000 |
2 |
1 |
3 |
2000-2001 |
1 |
5 |
6 |
2001-2002 |
2 |
3 |
5 |
2002-2003 |
3 |
1 |
4 |
2003-2004 |
1 |
2 |
3 |
2004-2005 |
1 |
4 |
5 |
2005-2006 |
2 |
5 |
7 |
Всероссийская политехническая
олимпиада
НПК «Шаг в будущее» 2005
года
II место Мукминов Евгений, 7
класс (учителя Лебедева Д.С., Ноговицына Ю.Е.)
Победители и призеры республиканских
олимпиад
1997-1998 учебный
год
Русский
язык
Сеничкина Евгения 8 класс (учитель
Капустина Г.П.) 6
место
Павлова Ольга, 10 класс
(учитель Капустина Г.П.) 3 место
1998-1999 учебный
год
Русский
язык
Теплых Наталья, 9 класс (учитель
Капустина Г.П.) 3 место;
Тимофеева Виктория, 10 класс
(учитель Капустина Г.П.) 2 место
Русская
литература
Тимофеева Виктория, 10 класс
(учитель Капустина Г.П.) 4 место
Экология
Ефимов Илья, 9 класс
(учитель Соромотин В.А.) 3 место
1999-2000 учебный
год
Русская
литература
Никонтова Нина, 11 класс (учитель
Капустина Г.П.) 4 место;
Будищева Надежда, 11 класс
(учитель Капустина Г.П.) 5 место
Черчение
4 командное место в
олимпиаде среди гимназий и лицеев (учитель Келин
А.Р.)
2000-2001 учебный
год
Экономика
Васильев Андрей, 11 класс
(учитель Кузьмина Н.М.) - 3 место
Математика
Васильев Андрей, 11 класс
(учитель Кузьмина Н.М.) 5 место
2001-2002 учебный
год
Русская
литература
Неустроева Наталья, 9 класс
(учитель Капустина Г.П.) 3 место
Русская
литература
Неустроева Наталья, 9 класс
(учитель Капустина Г.П.) 4 место
Анисимова Екатерина, 10
класс (учитель Капустина Г.П.) 6 место
2002-2003 учебный
год
Русская
литература
Анисимова Екатерина, 11
класс (учитель Кардашевская А.Е.) 4 место
Юриспруденция
Золотарь Мария, 8 класс
(среди 9 классов) (учитель Адамова Ф.Д.) 3 место
Исакова Евгения, 8 класс
(среди 9 классов) (учитель Адамова Ф.Д.) 4 место
Английский
язык
Яковлева Арина, 10 класс
(учитель Борисова А.З.) 6 место
2003-2004 учебный
год
Черчение
Архипов Будимир, 7 класс (учитель Келин
А.Р.) 5 место
ОРЭ
Яковлева Арина, 11 класс 3
место (учитель Андросова А.И.)
Русская
литература
Яковлева Арина, 11 класс
(учитель Капустина Г.П.) 3 место
Русский
язык
Неустроева Наталья, 11 класс
(учитель Капустина Г.П.) 3 место
Астрономия
Герасимова Татьяна, 7 класс
(учитель Андросова А.И.) 3 место
Габышева Надежда, 8 класс (учитель
Андросова А.И.) 3 место
2004-2005 учебный
год
Политехническая олимпиада НПК «Шаг в
будущее»
Егоров Александр, 11 класс
(учителя Ноговицына Ю.Е., Лебедева Д.С.) 2 место
Третьяков Кирилл, 10 класс
(учителя Кузьмина Н.М., Лебедева Д.С.) 5 место
Русский
язык
Скрябина Дарья, 10 класс
(учитель Капустина Г.П.) 6 место
2005-2006 учебный
год
Черчение
Васильев Александр, 7 класс
(учитель Келин А.Р.) 2 место
Политехническая
олимпиада
Степанов Тимур, 9 класс
(учителя Кузьмина Н.М., Лебедева Д.С.) 4 место
Астрономия
Степанов Тимур, 9 класс
(учителя Лебедева Д.С., Тимофеев П.П.) 2 место Алексеева Аля, 9 класс (учителя
Лебедева Д.С., Тимофеев П.П.) 3 место
Олимпиада
«Русский медвежонок» по русскому языку
Припузова Надежда, 7 класс (учитель
Капустина Г.П.) 2 место
Олимпиада школьников
«Историко-культурное наследие родного края»
Прокопьев Иван, 7 класс
(учитель Андросова А.И.) 1 место