Совершенствование предпрофильной подготовки

 и профильного обучения

 

У каждого ребенка мысль развивается

своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему.

Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного.

Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали

основой успехов в учении, чтобы ни один ученик

не учился ниже своих способностей.

В. А. Сухомлинский

Одно из основных направлений деятельности педагогического коллектива – совершенствование профильного обучения, задачами которого являются:

·        разработка и корректировка программ профильных и элективных курсов;

·        обеспечение условий для выбора учеником профиля обучения;

·        введение предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов;

·        профориентационная работа с учащимися.

Реализация программы профильного обучения осуществляется по этапам:

I. поисковый (1998-1999);

II. разработочный (1999-2002);

III. обучающий (2002-2006);

IV. итоговый (2006-2009).

На I поисковом этапе педколлектив, изучая состояние профильного обучения в школах республики, находился в поиске эффективной модели профильного обучения в условиях многопрофильной гимназии; анализировал учебные комплексы и учебную литературу, учебные планы и программы; готовил рекомендации по работе с действующими учебниками. Учителя и руководители занимались самообразованием, проходили курсы повышения квалификации по профильному обучению.

На II разработочном  этапе учителя создавали программы элективных курсов по предметам, проводили информационно-просветительскую работу среди родителей и учащихся. Был составлен план профориентации, проводились педагогические консилиумы, контрольные срезы, тестирование по предметам. Формировалась система мониторинга, включающая собеседование, анкетирование, тестирование.

 На III обучающем этапе учителя совершенствуют уровень научно-теоретической подготовки в области профилизации через улусные, республиканские семинары и курсы, анализируют и корректируют  действующие программы профильного обучения, разрабатывают новые элективные курсы. Составлен сборник программ элективных и профильных курсов «Профильное обучение» (2 выпуска). Педагогический коллектив включился в опытно-экспериментальную работу республиканского статуса по предпрофильной подготовке учащихся 8-9 классов. Выпускники 9 классов принимают участие в новой форме  итоговой аттестации, учителя – в работе улусных независимых комиссий по предметам; классные руководители оформляют портфолио девятиклассников. 

Профильное обучение в группах осуществляется по четырем направлениям:

1. политехническое (математика, физика, черчение);

2. естественнонаучное (химия, биология, география);

3. гуманитарное (русский язык и литература, английский язык, история, обществознание);

4. социально-экономическое (математика, английский язык, география);

Направления профилей обучения в соответствии

с образовательными программами

Направления профилей

Начальная профилизация (предпрофильная подготовка)

Профильное обучение

Политехнический

8-9 классы

10-11 классы

Естественнонаучный

8-9 классы

10-11 классы

Гуманитарный

8-9 классы

10-11 классы

Социально-экономический

8-9 классы

10-11 классы

Реализация многопрофильного обучения на практике обеспечивает каждому ученику право выбора образовательного маршрута, дает возможность приобретать знания, соответствующие выбранному профилю и возможностям.

Программы профильных, элективных курсов способствуют:

·        углублению и расширению знаний, приобретенных на уроках;

·        выработке умения применять их на практике;

·        расширению связей с изученным программным материалом;

·        качественной подготовке школьников к различным формам испытаний: экзаменам по новой форме в 9 классах, к ЕГЭ в выпускных классах и переводным экзаменам.

Сегодня перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования программ профильных, элективных, авторских курсов в соответствии с требованиями высших учебных заведений.

Введение профильного обучения позволило повысить качество учебы и результатов участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, обеспечило высокое качество сдачи ЕГЭ и 100% поступление в высшие учебные заведения.

Таким образом, профильное обучение создает условия для личностной ориентации учебного процесса, его индивидуализации, интеллектуально-творческой активности учащихся, обеспечивает доступность качественного образования.

 

На протяжении нескольких лет сохраняется стабильное высокое качество обученности  (81 – 90 %) при 100 % успеваемости.

% успеваемости и качества обученности по ступеням образования

Учебный год

5 – 9 классы

II ступень

10-11 классы

III ступень

Итого в 5 – 11 кл.

(II-III ступени)

%

успев-ти

%

качества

%

успев-ти

%

качества

%

успев.-ти

%

качества

1998-1999

100

85

100

92,5

100

87

1999-2000

100

83

100

95

100

86

2000-2001

100

87

100

97

100

90

2001-2002

100

80

100

92

100

83

2002-2003

100

86

100

89

100

87

2003-2004

100

78

100

88,5

100

81

2004-2005

100

85,5

100

100

100

90

2005-2006

100

86

100

100

100

90

% успеваемости и качества обученности в выпускных 9, 11 классах

Учебный год

9 класс

II ступень

11 класс

III ступень

%

успеваемости

%

качества

%

успеваемости

%

качества

1998-1999

100

95

100

100

1999-2000

100

100

100

100

2000-2001

100

77

100

100

2001-2002

100

81

100

100

2002-2003

100

84

100

100

2003-2004

100

83

100

94

2004-2005

100

80

100

100

2005-2006

100

94

100

100

Итоги ЕГЭ выпускников

Покровской улусной многопрофильной гимназии

Предмет

2002

2003

2004

2005

2006

%

выпол.

%

качества

%

выпол.

%

качества

%

выпол.

%

качества

%

выпол.

%

качества

%

выпол.

%

качества

Математика

100

100

100

100

100

100

100

89

100

100

Русский язык

100

86

100

92

100

94

100

89

100

100

История

100

100

100

100

100

75

100

100

100

80

Обществозна-ние

100

100

100

100

 

 

100

100

100

75

Биология

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Химия

100

50

100

100

100

100

 

 

100

100

Физика

100

67

100

100

80

40

100

100

100

33

Литература

 

 

100

100

100

100

100

100

100

100

Английский язык

 

 

100

80

100

80

100

100

100

100

География

 

 

100

100

100

67

 

 

 

 

С 2001 года выпускники гимназии сдают единые государственные экзамены, по их результатам поступают в высшие учебные заведения. Высоких результатов добиваются выпускники на ЕГЭ по математике, русскому языку, литературе, английскому языку, истории, обществознанию, биологии и другим предметам. Успешной сдаче ЕГЭ и поступлению предшествует большая подготовительная работа:

·        изучение и использование на уроках материалов ЕГЭ;

·        обмен опытом учителей по подготовке к ЕГЭ в школе, улусе и республике;

·        проведение тестирований по профессиональной направленности.

 

 

 

Выпускники успешно поступают в выбранные вузы России и становятся студентами высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Омска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока, Якутска и других городов. В течение семи последних лет поступаемость составляет 100%, выпускники продолжают обучение по выбранному в старших классах профилю.

Золотые и серебряные медалисты Покровской гимназии

Учебный год

С золотой медалью

С серебряной медалью

Итого

1998-1999

-

3

3

1999-2000

2

1

3

2000-2001

1

5

6

2001-2002

2

3

5

2002-2003

3

1

4

2003-2004

1

2

3

2004-2005

1

4

5

2005-2006

2

5

7

 

Всероссийская политехническая олимпиада 

НПК «Шаг в будущее» 2005 года

II место – Мукминов Евгений, 7 класс (учителя Лебедева Д.С., Ноговицына Ю.Е.)

 

Победители и призеры  республиканских олимпиад

1997-1998 учебный год

Русский язык

Сеничкина Евгения 8 класс (учитель Капустина Г.П.)  – 6 место

Павлова Ольга, 10 класс (учитель Капустина Г.П.) – 3 место

1998-1999 учебный год

        Русский язык

Теплых Наталья, 9 класс (учитель Капустина Г.П.) – 3 место;

Тимофеева Виктория, 10 класс (учитель Капустина Г.П.) – 2 место

Русская литература

Тимофеева Виктория, 10 класс (учитель Капустина Г.П.) – 4 место

Экология

Ефимов Илья, 9 класс (учитель Соромотин В.А.) – 3 место

1999-2000 учебный год

        Русская литература

Никонтова Нина, 11 класс (учитель Капустина Г.П.)– 4 место;

Будищева Надежда, 11 класс (учитель Капустина Г.П.) – 5 место

Черчение

4 командное место в олимпиаде среди гимназий и лицеев (учитель Келин А.Р.)

2000-2001 учебный год

          Экономика

Васильев Андрей, 11 класс (учитель Кузьмина Н.М.) - 3 место

Математика

Васильев Андрей, 11 класс (учитель Кузьмина Н.М.) – 5 место

2001-2002 учебный год

          Русская литература

Неустроева Наталья, 9 класс (учитель Капустина Г.П.)– 3 место

Русская литература

Неустроева Наталья, 9 класс (учитель Капустина Г.П.)– 4 место

Анисимова Екатерина, 10 класс (учитель Капустина Г.П.) – 6 место

2002-2003 учебный год

         Русская литература

Анисимова Екатерина, 11 класс (учитель Кардашевская А.Е.) – 4 место

Юриспруденция

Золотарь Мария, 8 класс (среди 9 классов) (учитель Адамова Ф.Д.)– 3 место

Исакова Евгения, 8 класс (среди 9 классов) (учитель Адамова Ф.Д.)– 4 место

Английский язык 

Яковлева Арина, 10 класс (учитель Борисова А.З.)– 6 место

2003-2004 учебный год

          Черчение

Архипов Будимир, 7 класс (учитель Келин А.Р.)– 5 место

ОРЭ

Яковлева Арина, 11 класс – 3 место (учитель Андросова А.И.)

Русская литература

Яковлева Арина, 11 класс (учитель Капустина Г.П.) – 3 место

Русский язык

Неустроева Наталья, 11 класс (учитель Капустина Г.П.) – 3 место

Астрономия

Герасимова Татьяна, 7 класс (учитель Андросова А.И.) – 3 место

Габышева Надежда, 8 класс (учитель Андросова А.И.) – 3 место

2004-2005 учебный год

         Политехническая олимпиада НПК «Шаг в будущее»

Егоров Александр, 11 класс (учителя Ноговицына Ю.Е., Лебедева Д.С.)– 2 место

Третьяков Кирилл, 10 класс (учителя Кузьмина Н.М., Лебедева Д.С.) – 5 место

Русский язык

Скрябина Дарья, 10 класс (учитель Капустина Г.П.) – 6 место

 

2005-2006 учебный год

         Черчение

Васильев Александр, 7 класс (учитель Келин А.Р.) – 2 место

Политехническая олимпиада

Степанов Тимур, 9 класс (учителя Кузьмина Н.М., Лебедева Д.С.) – 4 место

Астрономия

Степанов Тимур, 9 класс (учителя Лебедева Д.С., Тимофеев П.П.) – 2 место Алексеева Аля, 9 класс (учителя Лебедева Д.С., Тимофеев П.П.) – 3 место

Олимпиада «Русский медвежонок» по русскому языку

Припузова Надежда, 7 класс (учитель Капустина Г.П.) – 2 место

Олимпиада школьников «Историко-культурное наследие родного края»

Прокопьев Иван, 7 класс (учитель Андросова А.И.) – 1 место

 

 

 

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz