«От научной теории к
образовательной практике»
(публичный
доклад)
Ноговицына Ю.Е.,
директор гимназии
Общая характеристика системы
образования МОУ Покровская улусная многопрофильная гимназия
В центре г.Покровск
распологаются
учебные заведени – МОУ СОШ №1 с лицейскими и
профильными классами, МОУ СОШ №2, №3, №4, многопрофильная гимназия, детская музыкальная и художественная
школы, Дворец спорта, Колледж бизнес-технологий, вечерняя школа рабочей молодежи (в Хангаласском улусе функционируют 30
общеобразовательных школ).
Таким образом, потребности населения
города в среднем образовании полностью удовлетворяются.
Промышленные
предприятия представлены такими учреждениями как ОАО Покровский гранильный
завод и улусное потребобщество, торговые центры «Эргис», «Эдем», «Союз», кулинарный магазин «Эркээни», магазин-салон мебели «Виктория», вещевые рынки. Имеются
предприятия по обслуживанию населения: парикмахерские, фотосалоны, рекламные
агентства, банки.
Гимназия создана в улусном центре (г.Покровск) приказом Министерства образования РС (Я)
№01-06/405 от 23.10.96 на базе Покровской средней школы №2.
Учредителем является Муниципальный
район «Хангаласский улус» (24 июня 1998 года вышло распоряжение
главы Хангаласского улуса Абрамова В.С. №284 об
отделении гимназических классов в самостоятельную улусную гимназию).
Гимназия находится в центре г.Покровск, рядом расположены культурные и административные
учреждения: краеведческий музей, картинная галерея, улусная детская библиотека,
центр культуры «Саргы түhүлгэтэ», Дом печати, почта, телеграф, районная
поликлиника, администрации муниципальных образований «г.Покровск», «Хангаласский район».
Центральное расположение школы, озеленение,
ухоженность территории, близость культурных объектов, удобная транспортная
схема создают благоприятные условия для учащихся, родителей и учителей.
Гимназия располагается в 2-этажном
каменном здании. Имеются 8 учебных кабинетов, кабинет
информатики, директорская, учительская, лаборантская, кабинет кружковой работы,
кабинет врача, буфет-столовая, библиотека, конференц-зал, бухгалтерия и 2
помещения санузла. Общая площадь здания составляет 694,
Гимназия
имеет Устав, Лицензию, Свидетельство об аккредитации, приказ МО
РС (Я) о Государственной аккредитации, Положение об Управляющем совете,
коллективный договор, локальные акты по учебной и воспитательной работе.
Высшими
органами управления гимназией являются Педагогический совет и Управляющий
совет, в состав которого на выборной основе вошли работники гимназии, учащиеся,
родители, попечители.
Управление научно-методической деятельностью осуществляется через кафедры:
«Развитие личности», «Технологии обучения» и методические объединения учителей
гуманитарного и естественно-математического циклов, классных руководителей, социально-медико-психологической службы (СМПС). Отдельными
подразделениями являются бухгалтерия и административно-хозяйственная часть. Имеется
доступ к Интернету через ADSL модем ВКС, к
различным телевизионным каналам, а также к передачам НВК «Саха» и
местного телевидения «Хангалас».
Гимназия
имеет многолетние прочные связи с улусным краеведческим музеем, картинной
галереей г. Покровска, районной библиотекой, Якутским государственным
университетом, Институтом проблем развития человеческих ресурсов г.Якутска.
В 2008-2009 учебном году в семи классах-комплектах
(с 5 по 11 классы) гимназии обучались 125 учащихся (70 девочек, 55 мальчиков).
Национальный состав на начало учебного года: саха-113, русские-8, эвены –1 ,
эвенк – 1, татары-1, казах – 1.
Желающие учиться в гимназии приезжают из разных наслегов улуса и других
улусов республики. На данное время в
гимназии обучаются 13 иногородних
учеников (10,1%).
Большинство учащихся живут в черте г.Покровск
в разных его микрорайонах, начиная с Кыл-Бастаха,
«АБЗ», «Кирзавода», района Строительной улицы,
заканчивая микрорайоном «Селекционная станция» и новыми частными домами на
территории улусного стадиона. Проезд по городу на общественном транспорте
учащиеся оплачивают самостоятельно, бесплатный проезд выделяется местной
администрацией детям из малоимущих семей по списку, предоставляемой СМПС и
родительским комитетом гимназии.
Инновационная
деятельность ОУ. Итоги экспериментальной
работы гимназии
(реализация
федеральных, республиканских, улусных, школьных экспериментов)
В текущем 2008-2009 учебном году
закончился итоговый этап (обобщающий
уровень) реализации программы развития гимназии и ее
экспериментальной части по внедрению здоровьесберегающей
(биоадекватной технологии) в образовательном
процессе.
Темами
опытно-экспериментальной работы являлись:
·
Внедрение биоадекватной
технологии в условиях модульной системы обучения. Завершился эксперимент улусного статуса;
Научный руководитель – Тимофеева Р.Е., доктор педагогических наук, научные консультанты – Н.В.Маслова доктор
психологических наук, профессор (г.Москва, РАЕН), С.Г.Вершловский, доктор педагогических наук, профессор
(г.Санкт-Петербург, Институт образования взрослых).
Предпрофильная подготовка
учащихся 9-х классов (эксперимент республ.статуса); Руководители эксперимента – ИРО МО РС(Я), Хангаласское УУО. Координаторы в ПУМГ: Андросова А.И., зам.дир. по МР, Решетникова Л.И., зам.дир. по УР.
Педагогический коллектив в составе 19 учителей (90,5%) работал в
режиме школьного эксперимента с момента основания гимназии.
В 2009-2010 учебном году учителя гимназии продолжат свою работу по
данным технологиям уже вне эксперимента.
Необходимо
отметить сложность экспериментальной работы, так как по масштабу преобразования
она затрагивала все ступени обучения, всю образовательно-воспитательную
систему, все учебные предметы и охватывала весь контингент учащихся и учителей.
Основными подходами к
образовательно-воспитательному процессу явились следующие: гуманистический,
системно-деятельностный и компетентностный;
количественно-качественными характеристиками экспериментальной деятельности
гимназии выступали результативность и эффективность.
·
Основные
направления и задачи
Все ключевые задачи по основным
направлениям развития гимназии выполнены:
1.
внедрение
здоровьесберегающего образования через реализацию экологичной (биоадекватной)
технологии обучения в рамках модульной системы обучения;
2.
формирование
модели управления и системы мониторинга экспериментальной деятельности
гимназии;
3.
создание
благоприятных условий для духовно-нравственного, социокультурного
и интеллектуально-творческого развития целостной личности;
4.
совершенствование
профильного обучения;
5.
интеграция
деятельности школы, семьи и общественности.
Формирование
модели управления
и системы
мониторинга в условиях эксперимента
В процессе реализации Программы развития и
экспериментальной работы гимназии сформировалась система мониторинга и
управления. Мониторинг проводился по следующим разделам:
-
социально-личностное
развитие гимназиста (мониторинг социального развития и ценностных ориентаций);
-
интеллектуальный
(мониторинг активности и успешности учащихся);
-
здоровья
(мониторинг эмоционального состояния учащихся на биоадекватных
уроках, заболеваемости учащихся и учителей);
По
данным мониторинга по мере перехода учащихся из одной возрастной категории в
другую заметны определенные количественные и качественные изменения. Для
выпускников гимназии наибольшей ценностью являются здоровье, дружба и красота
природы. По показателю ценности – средства на первых местах стоят
образованность, ответственность и чувство долга, что является показателем
достаточного уровня социального развития школьника и характеризует меру его
готовности к жизни в обществе.
В
ходе реализации Программы развития и плана экспериментальной работы управление
гимназии приобрело новые качества: от преобладающей контрольной функции перешло
к организационной, рефлексивно-аналитической формам, что расширило права и
ответственность педагогов, осуществляющих инновацию, и во многом способствовало
созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе,
стимулированию роста его творческой активности, педагогического мастерства,
профессиональной компетентности, о чем свидетельствуют данные
о повышении квалификации (см раздел «Научно-методическая работа»). В
управленческом процессе повысилась роль коллегиальных органов (педсоветов, методсоветов, творческих групп, совместных заседаний МО и
кафедр).
Создание
благоприятных условий для духовно-нравственного, социокультурного
и интеллектуально-творческого развития целостной личности
Прежде
всего, были определены базовые качества ценностной личности и механизмы развития.
Качества
личности |
Условия и механизмы развития |
1.Способная мыслить образно (творчески и максимально
экономично, используя как образы, так и логику) |
Модульная
система обучения Биоадекватная
технология |
2. Стремящаяся к здоровому образу жизни, психологически
устойчивая |
Модульная
система обучения Биоадекватная
технология Реализация
программы «Здоровье» в образовательно-воспитательном процессе |
3. Умеющая регулировать свою жизнь посредствам рефлексивных действий |
Рефлексивная
деятельность учащихся на уроках и внеклассной работе |
4. Постоянно
развивающая свои творческие способности, реализующая свои потенциальные
возможности |
Организации урочной и внеурочной
деятельности |
5. Демократичная (толерантная, способная к сотрудничеству,
активная и ответственная) |
Образовательно-воспитательная
система в гимназии |
6. Владеющая ключевыми
компетенциями, способная к непрерывному образованию. |
Формирование
ключевых компетенций в образовательно-воспитательном процессе. |
Для развития интегрированной
личности выстраивалась образовательно-воспитательная система гимназии, которая
учитывала воспитание и развитие потребностей и способностей ученика к
саморазвитию. С данных позиций в гимназии создавалось воспитывающее предметное,
информационно-событийное окружение; организовывалась многообразная
научно-исследовательская, проектная, досугово-творческая,
общественная и рефлексивная деятельность учащихся. Стимулирует гимназистов к
самореализации их активное участие во внеклассной работе (клубных объединениях,
спортивных секциях, кружках, летних лагерях и экспедициях).
Об
интеллектуальном развитии свидетельствует повышение качества
научно-исследовательских, проектных работ гимназистов на НПК разного уровня (см раздел «Научно-исследовательская работа учащихся»);
заметно растет количество участников и призеров на предметных олимпиадах (см раздел
«Учебная работа»); повышается качество знаний учащихся от 94% до 100% при 100%
успеваемости в выпускных 9, 11 классах. Интеллектуальная активность учащихся в
среднем составляет 2 балла из 3.
В
условиях внедрения технологии здоровьесбережения
особое внимание уделяется психологическому здоровью детей, решению
межличностных проблем в системе учитель – ученик, ученик – ученик, учитель –
учитель; из года в год снижается заболеваемость учителей.
Совершенствование
профильного обучения
Профильное обучение обеспечивает
учащимся реальное право выбора тех предметов, которые он желает изучать в силу
своих интересов, имеющихся способностей и возможностей. Реализация профиля
вносит вклад в дифференциацию и
индивидуализацию обучения.
Профиль дает импульс развитию личности, если он
сочетается с предметами, обеспечивающими учащимся широкий кругозор. В реальном
обучении выход за пределы материала профильных предметов позволяет учащимся
вступить в культурный диалог. Это означает, что ученик, выйдя за пределы
выбранного профиля, изучая совсем другие учебные дисциплины, начинает лучше и
глубже понимать содержание профильных предметов.
В
связи с этим возникает проблема оптимального сочетания профильных и
непрофильных предметов, обеспечивающих высокий развивающий эффект в условиях
работы Покровской гимназии.
Виды современных
педагогических технологий, используемых
в учебном
процессе ОУ в целом и по ступеням образования
В учебном
процессе гимназии на 2-3 ступенях обучения используются 10 видов современных
педагогических технологий, из которых в 2008-2009г.г
применялись 7:
1. Модульная
2. Биоадекватная
3. Проектно-исследовательская
4. КСО
5. Личностно-ориентированное
обучение на уроках
6. Информационные
технологии на уроках и внеурочных занятиях
7. Проблемное
обучение
8. Методика
коллективного творческого дела
9. Педагогика
сотрудничества
10. Методика
комплексной организации ВР.
Данные педагогические технологии
способствуют: здоровьесберегающему обучению, снижению
перегрузки учащихся, доступному качественному образованию; повышению качества
образования, разностороннему, свободному и творческому развитию школьников; высокой мотивации в
учении; совместной деятельности
субъектов и объектов образовательного процесса; коллективному, индивидуальному
воспитанию и обучению, самовоспитанию, сотрудничеству учащихся; развитию целостной личности.
Интеграция
деятельности школы, семьи и общественности
Жизнь гимназии не изолирована от жизни
окружающего социума, она неотделима от нее. Все жизненные явления находят
отражение в деятельности гимназии. В свою очередь, гимназия своей деятельностью
влияет на социальную жизнь. Интеграция деятельности гимназии и общественности происходит
при участии всех в общих делах: только дело объединяет людей. Гимназия
инициирует дела, вовлекает к со-участию
многих партнеров во имя достижения общего результата.
Учебная работа
·
Выполнение учебного плана, учебных программ
В соответствии с установленным государственным
статусом Покровская улусная многопрофильная гимназия реализует образовательные
программы основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного,
профильного образования (профили: политехнический, гуманитарный,
естественнонаучный, социально-экономический).
Учебные программы утверждены Министерством образования РФ.
Учебный план гимназии
составлен на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений
Республики Саха (Якутия) 2005 года. Вариативная часть учебного плана
реализуется региональным и школьным компонентом через изучение родного языка и
литературы, национальной культуры народов Якутии, экологии (5-7 кл.), мировой художественной культуры (8 – 11 кл.).
Обучение в гимназии проводится по модульной технологии, единицей
учебного процесса является неделя. Расписание уроков 1 смены традиционное для
5-6 классов, модульное – для 7-11 классов. В модульном расписании чередуются 1
и 2 неделя, часы русского языка, математики, физики, истории, биологии
удваиваются и проводятся в течение одной недели. Часы развивающих предметов
(физкультуры, английского языка, ИЗО, музыки и др.)
проводятся еженедельно. Профильные занятия проводятся во 2 смену. Учащиеся посещают занятия выбранного профиля: гуманитарного,
естественнонаучного, политехнического или социально-экономического. Т.о,
создаются 4 подгруппы.
В 2008-2009 учебном году учебные
программы по всем предметам учебного плана выполнены (несмотря на актированные
дни в декабре и феврале). Календарно-тематические планы скорректированы
учителями-предметниками в течение учебного года согласно модульным неделям.
·
Выполнение всеобуча
Гимназия, исходя из государственной
гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего
образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий двум
ступеням образования:
II ступень (5-9
классы) – 5 лет, основное общее образование
III
ступень (10-11 классы) – 2 года, среднее (полное) общее образование.
В гимназию принимаются дети,
получившие начальное образование. Прием производится на основании заявления
родителей, медицинских справок о состоянии здоровья обучающихся и
собеседования.
В шестой и последующие классы
обучающиеся принимаются при наличии свободных мест на основании справки о
состоянии здоровья и собеседования.
За годы работы гимназии случаев
отчисления обучающихся не было. Причины выбытия: переезд, семейные
обстоятельства, собственное желание обучающегося. Все выбывшие обучаются в
других ОУ улуса, республики и за ее пределами. Одна из основных причин выбытия
– отсутствие интерната гимназии.
Формами
получения образования согласно пункту 3.4. Устава МОУ Покровская улусная
многопрофильная гимназия являются следующие формы обучения: очная, экстернат,
на дому.
В
гимназии разработано Положение о формах получения образования учащимися
гимназии, утвержденное Советом гимназии 5 октября 2003 года.
Согласно
Положению возможность получения
образования в форме экстерната имеют
обучающиеся, вынужденно (по состоянию здоровья и иным причинам) не посещавшие
занятия. Возможность ускоренного освоения программы обучения, как в целом, так
и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната,
в том числе обучение индивидуальному учебному плану предоставляется на
основании решения Педагогического совета гимназии. При переводе на эту форму
обучения требуется заявление родителей (или лиц, их заменяющих).
Решение
о переводе обучающегося на временное надомное обучение принимается также на
педагогическом совете гимназии по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) на
основании заключения врачебной комиссии.
В
течение последних трех лет обучающихся, получающих образование в форме
экстерната и на дому, нет.
Динамика
изменения ключевых показателей, в том числе:
§ Движение контингента при переходе из одной ступени в
другую.
Преемственность
между ступенями обучения непосредственная, все выпускники 9 класса переводятся
в 10 класс и продолжают обучение в гимназии, случаев отчисления, перевода в
вечернюю школу не было. В 2008-2009 учебном году 9 класс окончили 20
выпускников, из них 5 выпускников получили аттестаты с золотым оттиском:
Черепанова Люба, Никифоров Миша, Макаров Миша, Павлов Игорь и Кириллина Айыына. В течение
лета 4 гимназиста выбыли и продолжают обучение в ОУ Хангаласского,
Жиганского улусов, г.Якутска.
§
Коэффициенты
выпуска, окончания, поступления в ВУЗ и трудоустройства
В 2008-2009
учебном году гимназию окончили 18 выпускников и все поступили в высшие учебные
заведения РС(Я), центра, Сибири и Дальнего Востока. Процент поступления
составил 100%, в т.ч. 56% поступили за пределы республики.
№ |
Фамилия, имя |
медаль |
ВУЗ |
Специальность |
1 |
Игнатьев
Сарыал |
|
Сибирский
Федеральный унивеситет, г.Красноярск |
Электроснабжение
|
2 |
Иванов
Меркурий |
|
СФУ,
г. Красноярк |
Машины
и оборудование нефтяных и газовых промыслов |
3 |
Марков
Валера |
серебряная |
ЯГУ, ФТИ |
Теплоснабжение |
4 |
Максимов
Дима |
|
УГГУ,
г.Екатеринбург |
Подземная
разработка месторождений полезных ископаемых |
5 |
Илларионов
Рома |
|
Сибирский
государственный аэрокосмический университет, г.Красноярск |
Технология
эксплуатации летательных аппаратов и двигателей |
6 |
Скрябин
Сеня |
|
Московский
Горный ГУ |
Обогащение
полезных ископаемых |
7 |
Винокурова Лена |
|
ХУЭиП |
Финансы
и кредит |
8 |
Алексеева
Ира |
серебряная |
Уральская
юрид.академия |
юриспруденция |
9 |
Маркова
Аня |
|
ЯГУ |
журналистика |
10 |
Уварова
Вероника |
|
Пед.академия |
Англ.язык |
11 |
Щипковская Олеся |
серебряная |
г.Новосибирск,
Академия экономики и права |
Финансы
и кредит |
12 |
Габышева Настя |
золотая |
г.Хабаровск,
Академия экономики и права |
Мировая
экономика |
13 |
Васильева
Аня |
|
ЯГУ,
ЮФ |
Юриспруденция |
14 |
Якушева
Оля |
|
БГУЭП |
Экономика |
15 |
Архипова
Айта |
серебряная |
ЯГУ
ФЭИ |
Финансы
и кредит |
16 |
Дьячковский
Дима |
|
г.Хабаровск,
ДВГУПС |
Международный
маркетинг |
17 |
Маркова
Настя |
|
ЯГУ,
ФЭИ |
Финансы
и кредит |
18 |
Борисова
Айсена |
серебряная |
ЯГУ,
мединститут |
|
Равенство
образовательных возможностей обучающихся:
§ Дополнительное и индивидуальное образование, доля
охвата детей и подростков различными видами деятельности.
С 1998-1999 учебного года в гимназии
ведется предпрофильная подготовка (в 8-9 классах)
и профильное обучение (в 10-11 классах)
по 4 направлениям:
1. Политехнический профиль (математика, физика,
черчение);
2. Естественнонаучный профиль (химия, биология,
география).
3. Гуманитарный профиль (русский язык и литература, английский язык,
история, обществознание);
4.
Социально-экономический профиль (математика,
английский язык, ОРЭ)
Профильное обучение обеспечивается за счет гибкого деления класса на
группы по предметам, входящим в перечень часов по выбору определенного профиля.
Выбор профиля обучения предоставляется с 8 класса. Элективные курсы проводятся
учителями гимназии, разработавшими программы данных курсов с учетом пожелания
учащихся.
Основными задачами совершенствования профильного
обучения являются:
·
разработка и совершенствование программ профильных и
элективных курсов;
·
обеспечение условий для выбора учеником профиля
обучения;
·
введение предпрофильной
подготовки учащихся 8-9 классов;
·
профориентационная работа с учащимися.
Программы
и тематика занятий разрабатываются учителями-предметниками так, чтобы они были
связаны с изучением соответствующего
программного материала, но в то же время способствовали углублению и
расширению знаний, приобретенных на уроках, выработке умения применять их на
практике, а также способствовали качественной подготовке школьников к различным
формам испытаний: экзаменам по новой форме в 9 классах, к ЕГЭ в выпускных
классах и переводным экзаменам.
Таким образом, реализация многопрофильного обучения создает условия для
личностной ориентации учебного процесса, его индивидуализации,
интеллектуально-творческой активности учащихся, обеспечивает ученику право
выбора образовательного маршрута, доступность качественного образования.
Введение
профильного обучения позволило повысить качество учебы и результатов участия в
предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, обеспечило высокое
качество сдачи ЕГЭ и 100% поступление в высшие учебные заведения.
Выбор профилей обучения в 2008 – 2009
учебном году
Класс |
Политехнический |
Естественно-научный |
Гуманитарный |
Социально-экономический |
8
– 20 уч. |
6
уч. – 30 % |
2
уч. – 10 % |
5
уч. – 25 % |
7
уч. – 35 % |
9
– 20 уч. |
6 уч. – 30 % |
2
уч. – 10 % |
7
уч. – 35 % |
5
уч. – 35 % |
8
– 9 – 40 уч. |
12 уч. – 30 % |
4
уч. – 10 % |
12
уч. – 30 % |
12
уч. – 30 % |
10
– 12 уч. |
4
уч. – 33 % |
1
уч. – 8 % |
4
уч. – 33 % |
3
уч. – 25 % |
11
– 18 уч. |
5
уч. – 28 % |
1
уч. – 6 % |
9
уч. – 50 % |
3
уч. – 17 % |
10
– 11 – 30 уч. |
9
уч. – 30% |
2
уч. – 7% |
13
уч. – 43 % |
6
уч. – 20% |
Итого в 8 –
11 – 70 уч. |
21 уч. - 30% |
6 уч. – 9 % |
15 уч. – 21 % |
18 уч. – 26 % |
Выбор экзаменов в форме ЕГЭ учащимися 11
класса
Математика – 18 (100%), русский язык – 18 (100%)
Профиль |
Количество учащихся, посещающих профиль |
Количество учащихся, сдававших ЕГЭ по профильным
предметам |
Политехнический |
5 |
Физика – 6 |
Гуманитарный |
9 |
Литература-3, история-4,
обществознание – 11, английский язык-7 |
Естественнонаучный |
1 |
Химия-1,
биология-1 |
Социально-экономический |
3 |
Английский
язык-7 |
В
начале учебного года было 9 учащихся гуманитарного профиля, в конце осталось 4.
Максимов Д. перешел на политехнический профиль, Архипова А., Уварова В., Щипковская О., Якушева О. – социально-экономический.
Естественнонаучный
профиль изучала только одна ученица Борисова Айсена.
Для
поступления в вузы экономического профиля
необходимо ЕГЭ по обществознанию, поэтому экзамен писали 11 выпускников.
С целью
подготовки учащихся к улусным и республиканским олимпиадам, приобщения к
«олимпиадному движению», к самостоятельному росту, развития интеллектуальной
деятельности гимназистов проводятся рейтинговые олимпиады по предметам.
В 2008-2009 учебном
году стали интеллектуалами следующие учащиеся: Яковлева Туяра,
Яковлев Дима, Скрябина Таня, Ефимова Таня, Черепанова Люба, Припузова
Надя, Архипова Айта. Второй год подряд становится
интеллектуалом Ефимова Таня, третий- Припузова Н.,
Черепанова Л.
Вторым этапом для
гимназистов стала улусная олимпиада, в которой заняли 115 призовых мест (I-III – 77, IV-VI – 38).
В государственной
олимпиаде школьников РС(Я) впервые из 15
участников 6 стали призерами. 1 место – 4 (Припузова
Н., Черепанова Л. – литература, Макаров М.- химия, Никифоров М.- география),
Кроме этого
Во Всероссийской
олимпиаде приняли участие четыре гимназиста: Припузова
Н., Черепанова Л. (г.Смоленск, литература) – 1 призер, Макаров М.
(г.Архангельск, химия), Никифоров М. (г.Орел, география).
В Международной
олимпиаде по химии «Туймада» ученик 9 класса Макаров
Миша (учитель Макарова А.И.) занял первое место.
Участие школьников в олимпиадах
разного уровня в 2008-2009 учебном году
Улусная олимпиада |
Республиканская олимпиада |
Всероссийская олимпиада |
Международная олимпиада «Туймада» |
I-III- 77 места IV-VI- 38 места |
7 личных мест. |
Приняло
участие 4 ученика, 1 призер по литературе. |
1
победитель по химии |
Приняли
участие в других олимпиадах.
1)
Дистанционная
олимпиада по математике – 45
участников 5-11 классов, Протодьяконова К., Скрябина
Т., 7 класс получили дипломы 3 степени. Наибольшие баллы получили Доржиев С., 8
класс, 28б., Черепанова Л., 9 класс, 27б,
2)
Инженерно-техническая олимпиада ЯГСХА
– Марков В., 11 класс, диплом 1 ст.за лучшую графическую работу, диплом за рац. предложение.
3)
«Русский
медвежонок» проводится в
гимназии с 2003 года. В этом году участвовало 39 учащихся, что на 14 участников
меньше, чем в прошлом году. В списки лучших вошли Никитина Н., 9 кл., 90б.(22м. в рег), Припузова Н., 10 кл.,
89б.(15-18м. в рег), Доржиев С., 8 кл., 83б.(30-35 м. в рег). По
сравнению с прошлым годом увеличился средний балл с 47 до 59 б. За период
участия в конкурсе высокий балл колеблется в пределах 70-106 баллов, средний
балл 47-59 баллов. Высокие стабильные баллы показывают Припузова
Н.(2004, 2005, 2008), Доржиев С.(2007,2008). Наиболее активными являются
пятиклассники, наименее 9-10 классы.
4)
«Золотое
руно» проводится с 2005 года. Количество участников
из года в год растет, в этом году было 46 участников, что на 26 человек больше,
чем в прошлом учебном году. Средний балл составил 58 из 135. Наибольшие баллы
получили Петрова М., 10 кл.-120б.(42м.в рег), Сейдалова А., 5 кл.-117б.(47м. в рег).
В отличие от предыдущих лет в этом году участники выполняли задания в аудитории
в течение 75 минут.
Активными
участниками являются 6-классники, менее – 10 класс. Высокие баллыв
2005-2008 годах показывала семья Мукминовых, набирая
94-100% от максимального балла.
5)
«Кенгуру»
проводится в гимназии с 2004 года. В
этом году было 51 участник, что на 10 человек меньше, чем в 2007 г. (в 2008 г.
не участвовали). Средний балл составил 45, что на 5 баллов выше, чем в 2007
г.Наибольшие баллы получили Протодьяконова К., 7кл.,
72б.(9м. в рег), Терешкина
К., 7 кл., 70б.,(11м. в рег).
В
течение ряда лет максимальный балл в пределах 70-80 баллов, средний балл в
пределах 35-46 из 120 баллов. Наблюдается тенденция снижения количества
участников, наиболее активными являются 6классники, менее – 10 класс. Высокие
баллы показывает стабильно Васильев Саша (2004, 2007).
6)
Интернет-олимпиада
по астрономии (Октемский лицей) – Васильев Саша, 10
класс – 2 м.; Мукминова И., 6класс – 1место.
7)
Региональная олимпиада центральных вузов – 5 победителей: Илларионов Р., Игнатьев С., Иванов М., Марков В.,
Максимов Д.
7)Олимпиада
Московского горного университета – Скрябин С.
8)Олимпиада
ЯГУ ИТФ – Скрябин С.
§ Качество образования (индикативные показатели) в
различных ступенях обучения ОУ.
На протяжении нескольких лет сохраняется стабильное
высокое качество обученности (81 – 90 %)
при 100 % успеваемости.
Неуспевающих и учащихся, оставленных на второй год, в гимназии нет.
% успеваемости и
качества по ступеням образования
Уч. год |
5 – 9 классы II ступень |
10-11 классы III ступень |
Итого в 5 –
11кл
(II-III ступени) |
|||
% успев. |
% качест |
% успев. |
% качест |
% успев. |
% качест |
|
1998-1999 |
100 |
85 |
100 |
92,5 |
100 |
87 |
1999-2000 |
100 |
83 |
100 |
95 |
100 |
86 |
2000-2001 |
100 |
87 |
100 |
97 |
100 |
90 |
2001-2002 |
100 |
80 |
100 |
92 |
100 |
83 |
2002-2003 |
100 |
86 |
100 |
89 |
100 |
87 |
2003-2004 |
100 |
78 |
100 |
88,5 |
100 |
81 |
2004-2005 |
100 |
85,5 |
100 |
100 |
100 |
90 |
2005-2006 |
100 |
86 |
100 |
100 |
100 |
90 |
2006-2007 |
100 |
86 |
100 |
100 |
100 |
90 |
2007-2008 |
100 |
90 |
100 |
94 |
100 |
91 |
2008-2009 |
100 |
96 |
100 |
90 |
100 |
95 |
С 1998-1999 учебного года проводятся переводные экзамены в 5,6,7,8,10
классах. В 5, 6 классах – по математике, русскому языку, в 7 классах – по
математике, русскому языку и 1 предмету на выбор, в 8 классе – по математике,
русскому языку, английскому языку, в 10 классе – по математике, русскому языку,
2 предметам на выбор учащихся. В 2009 году средний балл переводных экзаменов
составил от 4,2 до 5 баллов, качество от 84 до 100% при 100% выполнения.
В выпускных 9 и 11 классах
наблюдается стабильное высокое качество
% успеваемости и качества обученности
в выпускных 9, 11 классах
Учебный год
|
9 класс II
ступень |
11 класс III
ступень |
||
% успеваемости |
% качества |
% успеваемости |
% качества |
|
2005-2006 |
100 |
94 |
100 |
100 |
2006-2007 |
100 |
95 |
100 |
100 |
2007-2008 |
100 |
82 |
100 |
100 |
2008-2009 |
100 |
95 |
100 |
94 |
Результаты обучения и функционирование
системы:
§ Результаты ЕГЭ, итоговой аттестации основной школы.
В 2008-2009 учебном
году к государственной (итоговой) аттестации в Покровской улусной
многопрофильной гимназии были допущены 18 выпускников 11 класса. В
классе 1 претендент на золотую медаль, 6 на серебряную.
Все выпускники сдали обязательные
экзамены по математике и русскому языку в форме ЕГЭ, 9 выпускников, изучающих
родную литературу, писали диктант.
По русскому языку ЕГЭ (учитель
Шилова Ж.В.) все выпускники сдали, набрав свыше 37 баллов. Средний балл
составил 69. Высокий балл 85б. набрала Габышева Н.,
низкий-53б. у Илларионова Р. , у 9 учащихся тестовый балл свыше 70б., ниже 50 -
нет.
ЕГЭ
по математике (учитель Слепцова А.Е.) сдали все,
набрав свыше 21б. Средний балл-57,5. Высокий балл у Игнатьева С., 74б., низкий у
Васильевой А. 35б. Тестовый балл свыше 70 у троих учащихся, ниже 50 у двоих.
Такие результаты являются
показателем системной работы учителей математики и русского языка.
По родной литературе одиннадцатиклассники сдавали письменный экзамен в форме
диктанта по текстам МО РС(Я) и подтвердили свои оценки, тем самым ученики
Кировой М.Е. показали хорошее знание родного языка.
Предмет |
Всего уч-ся |
«5» |
«4» |
% выполнения |
Математика
(ЕГЭ) |
18 |
100 |
||
Русский
язык (ЕГЭ) |
18 |
100 |
||
Родная
литература |
9 |
9 |
0 |
100 |
В целом выпускники
показывают хорошую подготовку по предметам обязательных экзаменов: по
математике, русскому языку, родному (якутскому) языку и родной литературе.
Опытные учителя гимназии проводят большую системную работу с учащимися на
учебных занятиях, используют эффективные методы на профильных занятиях и
консультациях.
Предмет |
Физика |
Химия |
Биолог |
Литер. |
Англ.яз |
История |
Общест. |
учитель |
Лебедева Д.С. |
Макарова А.И. |
Маркова Е.В. |
Шилова Ж.В. |
Илларионова
Р.Р., Борисова Л.П. |
Адамова Ф.Д. |
|
количество |
6 |
1 |
1 |
3 |
7 |
4 |
11 |
Средний балл |
59 |
77б |
72б |
60б |
69б |
46,5 |
62 |
Все выпускники выбрали предметы
изучаемого профиля, необходимые для поступления на те или иные специальности в
высшие учебные заведения, т.е. выбор предмета был целенаправленным и
обдуманным. Все экзамены в форме ЕГЭ гимназисты
сдавали в других ППЭ, что не способствовало благоприятному психологическому
климату для экзаменуемых как гимназии, так и других общеобразовательных школ
города.
В 9 классе все 20 выпускников гимназии сдавали обязательные экзамены по
алгебре и русскому языку в форме ГИА, работы проверялись членами ТЭК.
По алгебре (учитель Решетникова
Л.И.) из 20 обучающихся получили оценку «5» - 15, «4» - 3, «3» - 2. Качество
составило 90%, при этом высокий процент «5» - 75%.
По русскому языку (учитель Капустина
Г.П.) из 20 девятиклассников «5» получили 13, «4» - 7. Качество также составило
100%.
Предмет |
Всего уч-ся |
«5» |
«4» |
«3» |
% качества |
Математика |
20 |
15 |
3 |
2 |
90 |
Русский язык |
20 |
13 |
7 |
0 |
100 |
Родной язык |
2 |
2 |
0 |
0 |
100 |
Обязательный экзамен по родному (якутскому) языку
(учитель Кирова М.Е.) проводился для гимназистов, изучающих данный учебный
предмет. Все учащиеся выбрали форму диктанта, выполнили работу качественно
(100%). Экзамены по выбору были организованы в новой и традиционной форме.
Форма
|
ГИА
|
Традиционные
экзамены
|
||||||||
Предмет |
Геометр |
Физика |
Геогр |
Химия |
обществ |
истор |
биолог |
Литер |
Англ. яз |
черч |
учитель |
Решетникова Л.И. |
Слепцов А.И. |
Андросова А.И. |
Макарова А.И. |
Адамова Ф.Д. |
Адасова Ф.Д. |
Маркова Е.В. |
Капустина Г.П. |
Борисова А.З., Илларионова Р.Р. |
Келин А.Р. |
Кол-во |
1 |
7 |
5 |
3 |
7 |
4 |
2 |
2 |
8 |
1 |
качество |
100% |
86% |
100% |
100% |
71% |
25% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Наибольшее
количество выпускников сдавали экзамены по английскому языку, физике и
обществознанию, географии, 3 ученика выбрали химию, по 2 человека – биологию,
литературу и по 1- геометрию и черчение.
Выпускники выбрали учебные
предметы своего профиля, на выбор влияют интерес к предмету, собственное
мнение, желание проверить знания по профильным дисциплинам. Высокий % качества в 2008 году по географии
(предметник Андросова А.И.), литературе (Капустина Г.П.), английскому языку
(Илларионова Р.Р., Борисова А.З.), химии (Макарова А.И.), черчению (Келин А.Р.), биологии (Маркова Е.В.), геометрии (учитель
Решетникова Л.И..). Хороший % качества в
сравнении с улусными показателями по физике – 66,6% (учитель Слепцов А.И..). По
истории 75% выполнения, 25% качества, учащиеся показали низкую обученность по данному профильному предмету.
Сравнив результаты государственной
итоговой аттестации за все годы можно отметить:
- стабильно качественно (на 100%)
сдается экзамен по русскому языку, только в первый адаптационный год качество
составляло 85% и в 2006-2007 у.г. сдавали не все
учащиеся, 74% (14 из 19 учащихся).
- экзамен по алгебре сдается на 100% при
качестве 90-100%.
Учащиеся 9 выпускного класса ежегодно
выбирают геометрию (100% качества), географию (100% качества), физику (67-100%
качества). Низкий процент выполнения наблюдается по истории (75%) в этом году,
низкий % качества (меньше 80%): по истории-25% в этом году, в прошлом учебном году по физике – 67% и биологии -0%.
§ Результаты
оценки качества образования независимыми организациями или в рамках
мониторинговых исследований.
Ежегодно
в преддверии нового учебного года Хангаласским
управлением образования проводится
анализ за предыдущий учебный год. По результатам сдачи ЕГЭ выпускниками в 2009
году МОУ ПУМГ входит в первую четверку по всем предметам, кроме истории – 9
место в улусе. По республике приведен рейтинг только по обязательным ЕГЭ:
русский язык – 4 место, математика – 11 место.
Среди лучших результатов по улусу гимназисты показали по русскому языку,
математике, биологии, химии, английскому языку и обществознанию.
Рейтинговая
таблица по итогам сдачи ЕГЭ в 2009 году
№ |
предмет |
Учитель
|
Средний
балл |
Рейтинг
по улусу |
Рейтинг
по РС(Я) |
Лучшие
результаты |
1 |
Русский
язык |
Шилова
Ж.В. |
68,9 |
1 |
4 |
Габышева Н.-85б |
2 |
Математика |
Слепцова А.Е. |
58 |
1 |
11 |
Игнатьев
С.-74б |
3 |
Литература
|
Шилова
Ж.В. |
60 |
4 |
- |
- |
4 |
Биология |
Маркова
Е.В. |
72 |
1 |
|
Борисова
А.-72б |
5 |
История
|
Адамова
Ф.Д. |
47 |
9 |
- |
- |
6 |
Физика |
Лебедева
Д.С. |
59 |
2 |
- |
- |
7 |
Англ.язык |
Борисова
Л.П. Илларионова
Р.Р. |
68,9 |
2 |
- |
Габышева Н.-87б |
8 |
Обществознание
|
Адамова
Ф.Д. |
62 |
3 |
- |
Щипковская О.-77б |
9 |
Химия
|
Макарова
А.И. |
77 |
1 |
- |
Борисова
А.- 77б |
По
результатам итоговой аттестации выпускников 9 класса в числе лучших результатов по улусу:
предмет |
учитель |
Кол-во
учащихся, сдававших ГИА |
%
качества |
Рейтинг
по улусу |
Русский
язык |
Капустина
Г.П. |
20 |
100 |
1 |
Математика
|
Решетникова
Л.И. |
20 |
90 |
1 |
Обществознание |
Адамова
Ф.Д. |
7 |
71,4 |
1 |
§
Доля
неуспевающих и второгодников.
В гимназии по итогам четвертей, учебного года нет
неуспевающих учащихся и учащихся, оставленных на второй год обучения.
§
Выбытие
обучающихся, сохранность контингента учащихся.
В течение
2008-2009 учебного года выбыли в другие образовательные учреждения РС(Я) 2
учащихся гимназии и количество обучающихся на конец учебного года составило 128
человек. Летом выбыли 13 учащихся и приняты 10 учащихся 6-11 классов, в новый 5
класс зачислены 18 учащихся из школ улуса. В итоге общая численность на 2
сентября 2009 года составила 125 учащихся.
В течение ряда
лет педколлектив ведет определенную работу по
сохранению контингента обучающихся.
Учебный год |
На начало года |
На конец года |
2004-2005 |
128 |
128 |
2005-2006 |
125 |
124 |
2006-2007 |
129 |
126 |
2007-2008 |
124 |
125 |
2008-2009 |
125 |
128 |
·
Задачи,
направления работы программы воспитания
С 2000 года МОУ ПУМГ работала по
утверждённой Программе развития ВР, рассчитанной до 2009 года. Основной целью явилось создание
психолого-педагогических условий для формирования личности гимназиста с
целостным мышлением.
Вся ВР строится на 6
основных принципах: принцип гуманизма, принцип демократизма,
толерантности, природосообразности, культуросообразности, принцип деятельностного
подхода. природосообразность обучающегося;
включение личности в процессы самовоспитания и саморазвития; создание условий
для раскрытия и развития творческого потенциала каждого обучающегося;
организацию воспитательного процесса в условиях интегрированного
взаимодействия;
Методика
комплексной организации воспитательной деятельности
предусматривает:
-
планирование
и осуществление воспитательной работы по
тематическим периодам;
-
реализация
стадий КТД;
-
интеграция
воспитательных мероприятий.
·
Работа детского
органа самоуправления
В
2008-2009 учебном году активизировалось детское
школьное самоуправление. В
октябре 2008 года легитимно был избран президент
ДО (Черепанова Л.) и президентский
совет. Разработаны план работы на 2008-2009 учебный год, Устав ДО «ЭИДОС»,
локальные акты – положения о Президенте гимназии, Президентском совете, О
конкурсе «Лучший класс года», о старостате.
Самостоятельно президентским советом были проведены такие мероприятия как
Осенний бал, Новогоднее представление, День самоуправления, Мистер Гимназия
-2009. Активисты детского школьного самоуправления гимназии принимали участие в
республиканском форуме детских объединений. Члены президентского совета –
лучшие учащиеся гимназии.
В 2008-2009 учебном году, исходя из
поставленной цели, деятельность всех воспитательных структур была выстроена по
следующим направлениям:
1.
семейное
воспитание, здоровье и безопасность жизнедеятельности,
2.
трудовое
воспитание и профессиональная ориентация,
3.
патриотическое
и гражданско-правовое воспитание,
4.
художественно-эстетическое
воспитание,
5.
профилактика
преступности среди учащихся, работа с детьми группы «риска».
Анализируя итоги ВР за 2008-2009
учебный год, следует отметить, что достаточно благополучное состояние по всем
направлениям деятельности ВР обеспечивается благодаря эффективному
взаимодействию всех воспитательных структур и
родительской общественности. Учитывая повышенную учебную занятость гимназистов, организация
внеклассной работы с учащимися ставит перед собой цель создания условий для проявления нереализованных способностей,
развития самотворчества, самостоятельности,
инициативности учащихся. Для этого в ВР гимназии используется методика
комплексной организации, которая представляет собой единство ряда таких
существенных сторон:
-
планирование
и осуществление ВП по тематическим творческим периодам;
-
реализация
стадий КТД;
-
интегративный
подход в организации воспитательных мероприятий.
Так в 2008-2009 учебном году план ВР строился по следующим тематическим
периодам:
-
1
четверть – «Здоровье» (мероприятия по пропаганде ЗОЖ)
-
II четверть- «Интеллектуальный марафон»: проводятся
олимпиады, интеллектуальные конкурсы, проектная неделя.
-
III четверть- «Возрождение»: активно проводится
краеведческая работа по изучению истории улуса, республики, своей родословной.
-
IV четверть- «Эко»: проводится экологический
марафон, организуется традиционный школьный праздник «Ысыах».
Данная форма ВР позволяет классным
руководителям качественно выстраивать воспитательную работу, согласно
общешкольным направлениям, настраивает учащихся на погружение в конкретном виде деятельности.
В гимназии активно проводится работа по вовлечению учащихся во
внеурочную деятельность. По результатам 2008-2009 года в гимназии действуют 24 кружков и клубов по интересам
учащихся, способствующие раскрытию творческого потенциала гимназистов. Несмотря
на отсутствие спортивного зала, работают 4
спортивные секции: волейбол, баскетбол, мини-футбол, национальные виды спорта; 4 кружка: танцевальный, вокальный,
театр моды «Грэйс», «Город мастеров»; 16 клубов по интересам. В этом учебном
году театр моды и литературно–публицистический журнал «Фантазёры» отметили своё
10-летие.
Данная форма организации
дополнительного образования позволяет наиболее полно раскрыть творческий
потенциал гимназистов, даёт им возможность выбрать 2-3 клуба по интересам,
попробовать себя в самых разных областях, направлениях деятельности. Здесь
следует отметить, что организация клубной деятельности поднимает на достаточно высокий уровень
участие учащихся гимназии в мероприятиях
разного уровня.
Организация летнего труда и отдыха
учащихся в этом году было достаточно проблематичным, так как срок действия
лицензии истёк, нет условий для
организации горячего питания. Несмотря на все трудности,
интеллектуальный лагерь «ЭИДОС» был открыт. Лагерь дневного пребывания посетили
41 человек (начальник лагеря Шилова Ж.В.). Была организована туристическая
экспедиция по реке Амга (рук. Шилов А.Ф., Андросова А.И.).
С 2008-2009 учебного
года совершенствуется работа по военно-патриотическому воспитанию гимназистов.
Активно работает военно-патриотический клуб «Орион», проводятся мероприятия по
созданию МТБ в этом направлении: приобретён автомат Калашникова, имеется
пневматический пистолет Макарова, пневматическая винтовка и специально падающие
мишени. Стенды, флаг Вооружённых сил РФ; приобретена военная форма с парадными
ремнями, знаками различия, головными уборами с целью участия в улусном
смотре-конкурсе строя и песни. Продолжает свою работу туристический клуб
«Экстрим», который занимается сплавами по рекам республики.
Материально-техническая база для организации внеклассной деятельности улучшается
за счёт участия в различных конкурсах, помощи родителей и спонсоров.
Немалую поддержку оказывают в
организации учебно-воспитательного процесса Управляющий совет, Попечительский
совет, родительский комитет – партнерство семьи и школы.
Попечительство – действующий Попечительский
совет – форма общественного самоуправления, которая заботится о
материальном обеспечении и функционировании гимназии, оказывает содействие
развитию образовательного потенциала гимназии, пополнению фонда школьной
библиотеки, изысканию способов увеличения денежных и материальных средств
школы; предварительно рассматривает сметы и отчеты о доходах и расходах,
содействует оказанию помощи малоимущим семьям или ученикам гимназии, утверждает
внесение поправок в локальные акты учреждения, принимает решения по возникающим
спорным вопросам. Члены Попечительского совета помогают в улучшении
материально-технической базы гимназии, проведении Ксенофонтовских
чтений, юбилея гимназии и других крупных мероприятий.
Методической
объединение классных руководителей в 2008-2009 учебном году работало по
проблеме: «Развитие системы класса в социокультурном
пространстве гимназии». Была поставлена цель совершенствования форм и методов
воспитания через повышение мастерства классного руководителя. Приоритетными
задачами стали следующие:
-
активное
участие всех классных руководителей в ЭР,
-
создание
и обогащение собственных методических разработок,
-
обобщение
и распространение интересного педагогического опыта
Здесь следует отметить, как недостаток,
что в этом учебном году классные руководители не приняли участие в традиционном
профессиональном конкурсе «Классный руководитель года», что объясняется
активной подготовкой гимназии к мероприятиям по завершению 10-летней ЭР.
Коллектив полностью был занят подготовительной
работой к конференции, что сказалось на участии в улусных мероприятиях,
является одной из эффективных форм распространения опыта воспитательной работы.
Родительский комитет принимает
участие во всех сторонах школьной жизни и делает многое для ее обновления. Так,
усилиями родителей проводится ежегодный ремонт кабинетов, пополняется
библиотечный фонд, организовываются поездки детей для участия в региональных,
республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях. В четвертой
четверти был проведен смотр-конкурс классных родительских комитетов, результаты
которого были оглашены на творческом отчете «Эидос-2009».
Управляющий совет создан в связи
с переходом образовательных учреждений на НСОТ. Покровская гимназия на НСОТ
пока не перешла, поэтому деятельность Управляющего совета сводится к разработке
локальных актов, критериев и подходов к переходу на НСОТ.
В
гимназии работают представители педагогических многих династий, которыми
установлены именные стипендии. Доброй традицией стало ежегодное вручение
именных стипендий педагогических династий Кардашевских
(2 учащимся), Егоровых (2 учащимся), Ильиных (1) и Борисовых (1) на итоговом
празднике школы ЭИДОС, посвященному подведению итогов года и проводимому в мае
месяце
Повышенное внимание
всегда остаётся к здоровью учащихся. С
2004 года в гимназии работает программа «Здоровье», в рамках которой создаются
условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. С 1999 года в рамках ЭР
в гимназии внедряются здоровьесберегающие технологии. Системно ведётся
мониторинг состояния здоровья со стороны школьного фельдшера, классных
руководителей по пропущенным дням (в
классном журнале). По мониторингу здоровья гимназия тесно сотрудничает со
специалистами улусного Центра
реабилитации и профилактики. В 2008-2009г. Центром проводилась
коррекционная работа по укреплению здоровья всех учащихся гимназии, по
результатам которой назначены массажные процедуры, светотерапия,
дыхательная гимнастика.
В
гимназии работает Совет по профилактике
правонарушений, целью которого является проведение комплексной
профилактической работы в ОУ для выработки у учащихся навыков ЗОЖ и
формирования устойчивого нравственного неприятия употребления ПАВ. Одна из
приоритетных задач, стоящая перед Советом, - это первичное выявление детей «группы
риска», своевременное информирование о них родителей и принятие педагогических
или иных правовых мер. Совет по профилактике выполняет и функции наркопоста, по плану которого проводятся встречи с
представителями УОВД, ГАИ, МЧС. Вопросы профилактики правонарушений и
употребления ПАВ предусмотрены в программе по
ОБЖ, в планах ВР классных руководителей.
Большая работа по
профилактике правонарушений со стороны учащихся проводится со стороны классных
руководителей, каждый из которых педагог высшей квалификационной
категории.
№ |
ФИО классного руководителя |
класс |
категория |
1. |
Слепцова А.Е. |
5 |
высшая |
2. |
Борисова
А.З. |
6 |
высшая |
3. |
Капустина
Г.П. |
7 |
высшая |
4. |
Илларионова
Р.Р. |
8 |
высшая |
5. |
Шилов
А.Ф. |
9 |
первая |
6. |
Кардашевская А.Е. |
10 |
высшая |
7. |
Григорьева
Л.В. |
11 |
высшая |
В
2008-2009 учебном году классными
руководителями проведено 11 бесед по профилактике правонарушений.
№ |
Тема беседы |
класс |
ФИО кл. руков. |
1. |
Правила поведения в общественных
местах. |
5 |
Слепцова А.Е. |
2. |
Что такое дружба? Я и мой класс. |
6 |
Борисова А.З. |
3. |
Выполнение устава класса и устава
гимназии. Культура поведения. Что это такое? |
7 |
Капустина Г.П. |
4. |
Жизнь без вредных привычек. Досуг подростка. |
8 |
Илларионова Р.Р. |
5. |
Самостоятельность, уверенность,
инициативность. Низкая самооценка как фактор
переходного возраста. |
9 |
Шилов А.Ф. |
6. |
Психологическое здоровье и
благополучие старшеклассника. |
10 |
Кардашевская А.Е. |
7. |
Стрессовые ситуации и их профилактика
во время подготовки к ЕГЭ. |
11 |
Григорьева Л.В. |
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном
процессе
В рамках использования информационно-коммуникационных
технологий в работе школьных средств массовой информации выпускаются следующие продукты:
-
газета-информационный вестник Гимназия.ru
(«Пресс-центр» гимназии, руководители Шилова Ж.В., учитель русского языка и
литературы, Лебедева Д.С., учитель физики и информатики), всего за учебный год
выпущено 11 номеров;
-
художественно-публицистический
журнал клуба «Фантазеры» (руководитель Капустина Г.П., учитель русского языка и
литературы), выпускается ежемесячно.
В этом учебном году учителя и гимназисты
активно участвовали во многих мероприятиях по информационным технологиям
различного уровня. Так, приняли участие
в III Всероссийской научной конференции «Информационные
технологии в науке, образовании и экономике», (г.Якутск, ноябрь, 2008 г.) –
доклад Слепцова А.И. «Компьютерные технологии как
средство обучения учащихся исследовательской деятельности» опубликован в
материалах конференции.
В январе 2009 г. учитель географии
Андросова А.И. участвовала на улусном заочном конкурсе разработок уроков с
использованием ИКТ. Её разработка урока «Река Лена и ее притоки» с
использованием материалов экспедиции заняла 2 место.
Приняли активное участие на улусном
семинаре-конференции «Информатизация образовательного пространства школы»,
проведенной в Октемской СОШ. Учитель географии
Андросова А.И и её воспитанник, ученик 9 класса Никифоров Миша выступили на
площадке №1 «Использование ИКТ на уроках» по теме «Презентации на уроках
географии (с использованием материалов водных путешествий гимназистов)».
Слепцов А.И. выступил на площадке №2 «Управление процессом информатизации» по
теме «Электронное портфолио
педагога».
На III
Республиканской открытой интернет-викторине,
посвященной 75-летию Ю.А.Гагарина и Международному году астрономии, проведенной
Октемским лицеем, приняли участие свыше 100 учащихся
из четырнадцати улусов республики и пяти регионов Российской Федерации. В
старшей группе II место занял
ученик 10 класса Васильев Александр, в средней группе I
место заняла ученица 6 класса Ира Мукминова
(руководитель Лебедева Д.С.).
При подготовке к
урокам используются компьютеры кабинета информатики и методкабинета (2
компьютера), у всех педагогов дома имеются компьютеры. Активно используется
периферическая компьютерная техника: сканеры, принтеры, ксероксы. Существенную
помощь в образовательном процессе оказывает использование
Интернета. Большинство педагогов берут в Интернете информацию для своих
уроков, внеклассных мероприятий, подготовки к экзаменам. Большинство школьных
мероприятий проводятся с использованием ноутбука и видеопроектора (классные
часы, школьные вечера, конкурсы, конференции и др.). Многие педагоги совместно с учащимися создают свои
собственные коллекции презентаций.
Организация доступа к
средствам ИКТ и оказание помощи в их применении обучающимся и педагогам школы,
проведение и консультирование научно-исследовательской деятельности учащихся
способствовали успешному участию гимназистов и педагогов в различных
конференциях, конкурсах, чтениях, фестивалях различного уровня (НПК
«Шаг в будущее», Самсоновские чтения (с.Хатассы), республиканская краеведческая конференция
(г.Якутск), республиканский физико-технический конкурс «Исследуем и
проектируем» (ФМФ «Ленский Край»), смотр-конкурс
молодежных IT-проектов «Soft-Парад-2009» (г.Красноярск), научная конференция «Интеллектуальное
Возрождение» (г.Санкт-Петербург), Поволжская научная конференция (г.Казань),
Королевские чтения (г.Королев), фестиваль России «Юность – космосу»
(г.Калуга),. международная студенческая научная конференция
(г.Новосибирск)
и другие.
За отчетный период
происходило дальнейшее развитие информационно-управленческой системы гимназии:
введение школьной базы данных (база данных учителей и учащихся, мониторинг
развития личности учащихся – интеллектуальный блок в приложении Microsoft Excel), делопроизводство на ПК,
внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания,
информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями
(организация постоянного доступа в Интернет) и др.
Итак, в гимназии за прошедший учебный
год созданы по возможности все условия для информационного обеспечения
образовательного процесса, в частности улучшилось обеспечение компьютерами и
оргтехникой, но в дальнейшем необходимо принять ряд мер по оснащению
информационно-техническими средствами и использованию Интернет-ресурсов. В
частности, необходимо создание персональных сайтов учителями (для этого
необходимо проведение курсов по созданию сайтов) и восстановить работу видео-конференц-связи (ВКС) в рамках Гимназического союза
России.
Укрепление материально-технической базы школы:
·
Наличие
автотранспорта, его состояние
а/м
УАЗ-2206 (не на ходу), год выпуска 1996, приобретен в 2003г.;
а/м
ТОYОТА COROLLA (на ходу), год
выпуска 1998, приобретен в 2005г.
·
Наличие
охранно-пожарной сигнализации
Согласно
договору №96 от 04.09.03г ЯРО ВДПО,
договору №10 от 15 декабря 2004г. отделом вневедомственной охраны при Хангаласском УОВД проведен монтаж системы охранно-пожарной
сигнализации, установлена кнопка тревожного сигнала «Тревога». Заключен договор
№ 31/21-09с охранными предприятиями об ежегодном обслуживании охранно-пожарной
сигнализации. Охранно-пожарная сигнализация исправно действует.
·
Соблюдение
санитарного режима
Согласно штатному расписанию в
гимназии работает врач. Проводятся плановые медосмотры, профилактические
прививки, лекции, консультации, вакцинация и лечебная профилактика учащихся.
Все работники гимназии ежегодно
проходят диспансеризацию, имеют санитарные книжки с отметкой о допуске к работе
в образовательном учреждении.
·
Соблюдение
охраны труда
На основании приказа №01-02/1 от
02.01.04 назначено ответственное лицо за охрану труда и соблюдением правил ТБ
среди работников и учащихся гимназии и создана комиссия по ОТ. Данная комиссия
проводит месячник охраны труда согласно приказу начальника МУО Н.Н.Федорова.
Своевременно по графику проводятся с работниками гимназии первичные и повторные
инструкции.
Все работники знают свои должностные
обязанности. Каждый год работники
гимназии знакомятся с должностными инструкциями под роспись.
На школьных линейках, на классных
часах ежеквартально проводились беседы с работниками ГАИ, пожарниками и
милицией.
В гимназии исправно работают
пожарная сигнализация и тревожная кнопка. Здание оснащено соответствующими
огнетушителями. За отчетный период по предписанию сделаны подходы к пожарным
машинам, ограждена территория вокруг гимназии. Ограждение своевременно ремонтируется. В перспективе
- установка видеонаблюдения.
К началу учебного года заменено
освещение первого этажа, установлены
подсветки над классными досками.
Проведено ограждение батарей отопительной системы.
Педколлектив
и специалисты гимназии проходят обучение
и проверку знаний по ОТ и ПБ. После сдачи экзаменов выдаётся удостоверение.
Лица, не сдавшие экзамены и показавшие неудовлетворительные знания, к работе не
допускаются.
За учебный год 2 раза проведены
плановые практические тренировки с целью отработки действий учащихся и
персонала на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
В классных кабинетах на каждого ученика и учителя имеются
средства индивидуальной защиты П-1, марлевые повязки, распираторы, аптечки
первой помощи.
В классных журналах ведется учет проведенных
классными руководителями и специалистами
бесед, лекций по ТБ, ПДД и ПБ (см. табл. «Учет проведенных бесед по ТБ,
правилам дорожного движения, пожарной безопасности»).
· Обеспечение безопасности учебного процесса
Обеспечение безопасности учебного
процесса организовано в соответствии с распоряжением главы МО «Хангаласский район» № 403-р от 15.06.2005г.
Проведено ограждение территории в
целях ограничения свободного доступа транспорта на территорию гимназии.
Учебный процесс охраняется
специалистом по обеспечению безопасности. Проводятся
плановые практические тренировки с целью отработки действий персонала на случай
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учет проведенных
бесед по ТБ, ПДД, пожарной безопасности»
Учебный
год |
Всего |
В
том числе: |
|||
ТБ |
ПДД |
ПБ |
другие |
||
2003-2004 |
65 |
25 |
12 |
14 |
14 |
2004-2005 |
34 |
12 |
9 |
6 |
7 |
2005-2006 |
32 |
21 |
3 |
8 |
- |
2006-2007 |
34 |
11 |
10 |
6 |
7 |
2007-2008 |
42 |
13 |
7 |
12 |
10 |
2008-2009 |
53 |
27 |
10 |
10 |
6 |
· Приобретение учебных кабинетов, оборудования
В 2008-2009 учебном году приобретены
60 ученических столов, 120 ученических стульев
Достижения ОУ,
учителей, учащихся на конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях различного
уровня
· 3 участника
улусного конкурса на лучшую разработку урока, в том числе – 1 призер (2 место);
· 2 лауреата, 7
призеров улусной НПК «Шаг в будущее – 2009»;
· 1 лауреат, 3
призера региональной НПК «Шаг в будущее – 2009»;
· 2 лауреата, 5
призеров республиканской НПК «Шаг в будущее – 2009»;
· 3 призера
республиканской НПК «Самсоновские чтения»;
· 1 победитель 16
республиканской краеведческой конференции «Моя Якутия», апрель 2009г;
· 6 победителей, призеров региональных предметных олимпиад высших
учебных заведений РФ (досрочное поступление в ВУЗы Центра и Дальнего Востока), 1 – ЯГУ, февраль
– март 2009г.;
· 10 участников, в
том числе 1 лауреат, 3 дипломанта всероссийских и международных конференций, 5
публикаций тезисов в материалах XLVII Международной студенческой конференции, г.
Новосибирск;
· коллектив 5
класса – победитель улусного конкурса КВН, март 2009г;
· победителей и
призеров улусных олимпиад - 77;
· победителей и
призеров республиканских олимпиад - 7;
· 3 участника
всероссийских предметных олимпиад по географии, химии, литературе, в том числе
1 призер – Припузова Надя, 10 класс, 2 место.
· 1 учитель –
Андросова А.И., победитель конкурса «Лучшие учителя РС (Я)», удостоена гранта
президента РФ (декабрь 2008г).
· 1 учитель –
Решетникова Любовь Ивановна представлена на региональный (республиканскиий)
этап конкурса на соискание гранта «Лучшие учителя России - 2009».
· Ученица 5 класса
Сейдалова Альмира –
участница международного конкурса красоты в Болгарии удостоена титула «Лучшая
модель Азии» в мае 2009г.
· Ученик 9 класса
Макаров Михаил – победитель международной олимпиады «Туймада-2009» по химии
(учитель Макарова А.И.)
Заключение
·
Выполнение
запланированных действий (итоги внедрения
новейшей здоровьесберегающей технологии).
По итогам анализа и обсуждения
промежуточных и итоговых результатов внедрения биоадекватной
технологии проведен обобщающе-аналитический педсовет (январь, 2009г).
Педсовет пришел к следующим выводам:
-
Применяемая
на уроках новая технология создает эстетико-эмоциональный фон переживания, т.е
решается одна из главных задач биоадекватной
технологии – воспитание эмоции;
-
По
данным рефлексии учащихся одухотворенная, «оживленная» воображением сухая
учебная информация становится источником радости, удовольствия, удовлетворения
(у 97%); развивает воображение (у 80%). Учащиеся также высоко оценили биоадекватные уроки, отмечая их экологичность
(здоровьесберегающий эффект – улучшается самочувствие
и повышается настроение у 95%, хорошее бодрое настроение сохраняется в течение
дня у 79,6%, настроение после биоадекватного урока
улучшается у 86%).
-
Биоадекватные уроки снимают
усталость и переутомление учащихся, что повышает результативность и
эффективность их учебной деятельности (результаты контрольных работ показывают
высокое качество знаний – от 85 до 100% качества).
Вместе с тем,
учителями-экспериментаторами отмечены определенные трудности в разработке
уроков по данной технологии, например, требуется больше времени и усилий на
разработку уроков.
Таким образом, наблюдения за
деятельностью учителя и учащихся на биоадекватных
уроках, итоги контрольных работ, анкеты-релаксации детей, материалы мониторинга
психологического состояния учащихся до и после биоадекватных
уроков свидетельствует об эффективности данной инновационной технологии
(улучшение микроклимата на уроках, в результате психического и психологического
комфорта, гармонизация их состояния, повышения мотивации и дееспособности
детей, прочность и повышение качества знаний, развитие
эмоционально-эстетического воспитания, потребности гимназистов в творческом
самовыражении).
Прошел
творческий отчет
педагогического коллектива по подведению итогов экспериментальной работы в
форме научно-практической конференции «От научной теории к новой практике
образования: результаты и перспективы» (февраль, 2009г). В данной
конференции приняли участие 110 учителей и приглашенных из города Якутска, школ
улуса и 25 учителей гимназии. 15 учителями гимназии проведены мастер-классы, ими
охвачено 80 гимназистов с 5 по 11 класс. Посетившие мастер-классы отметили:
-
успешное
освоение биоадекатной технологии учителями гимназии и
дали ей качественную характеристику;
-
прежде
всего, отметили такие достоинства технологии, как создание на уроках комфортных
условий для учебно-творческой деятельности учащихся;
-
высокую
учебную мотивацию и активность гимназистов на уроках;
-
все
компоненты урока по данной технологии успешно решают воспитательные задачи
(воспитывают культуру общения, развивают эстетические чувства, творческие
способности).
-
биоадекватные уроки играют
большую роль в укреплении здоровья.
Подготовлен
материал экспериментальной работы гимназии к публикации в республиканском
журнале «Народное образование Якутии».
Издано
учебно-методическое пособие «Биоадекватные уроки»
(февраль, 2009).
Внедрение
биоадекватной технологии обучения было главным
экспериментом гимназии, являющимся ядром программы развития. Данная природосообразная (здоровьесберегающая) технология стало одним из главных
средств (механизмов) развития целостного мышления гимназиста. Такое целостное
мышление приводит к гармонизации человека, его устойчивости в жизни, раскрывает
его потенциал.
В течение пяти последних лет (с 2004-2005 по 2008-2009 учебные годы)
педагогический коллектив гимназии
изучал данную технологию,
разрабатывал, апробировал и анализировал биоадекватные
уроки. Всего за эти годы проведено 100
открытых уроков свыше 30 мастер-классов.
За последние 3г. всего учителями гимназии
разработано 106 БАУ, апробировано – 99 урока, опубликован в учебно-методическом
пособии «Биоадекватные уроки» – 31урок (14 – по
предметам гуманитарного цикла, 17 – по предметам естественно-математческого
цикла). В 2008-2009 учебном году в рамках опытно-экспериментальной работы
учителями гимназии проведено 36 открытых уроков и 15 мастер-классов (НПК «От научной теории к новой практике образования:
результаты и перспективы») республиканского уровня.
Обучение по биоадекватной
технологии строится на психологической основе, на вовлечении личного опыта
детей – духовного и практического.
В рамках ОЭР вели отслеживание психоэмоционального
состояния детей до и после проведения биоадекватных
уроков. Для диагностики используется тест «Самочувствие, активность,
настроение».
Учащиеся высоко оценили биоадекватные уроки, отмечая следующее (из материала
рефлексии детей с 5 по 11 класс):
· Биоадекватные уроки снимают
усталость и переутомление - 95%;
· Хорошо
усваивается и запоминается учебная
информация - 97%. Рефлексия детей свидетельствует о том, что информация
усваивается не только умом, но и сердцем.
· Биоадекватные уроки учащиеся
охарактеризовали интересными (92%), полезными и результативными (98%);
· Одухотворенная,
оживленная воображением сухая учебная информация, как утверждают гимназисты,
становится источником радости – 86%, удовольствия и удовлетворения – 97%; развивает
воображение – 89%;
· Создается дружеская
и комфортная атмосфера – 98%;
· Улучшается
самочувствие, повышается настроение – 98-100%;
· Хорошее и бодрое
настроение сохраняется в течение дня – 78%;
· Хотели бы, чтобы
биоадекватные уроки проводились чаще - 97%.
Результаты контрольных работ показывают
высокое качество знаний (от 92 до 100%)
Таким образом, можно сделать вывод, что данная
технология эффективна, результативна и экологична.
Биоадекватная технология внедрялась в системе модульного
обучения.
Сложившаяся в
гимназии система модульного обучения делает позицию ученика, как субъекта
собственной деятельности, активной и
демократичной. Модульный учебно-воспитательный процесс на уроке напрямую связан
с работой учителя по управлению активной, полной самостоятельной деятельностью
учащихся, которая строится на компетентностной
основе. Обращается внимание на компетенции учителя: умение учителя включать
учащихся в самые разнообразные виды активной работы: взаимодействие в парах
(постоянных и сменных), что создает свободное, уверенное сотрудничество детей,
ситуацию успеха и повышает мотивацию детей (диалог-общение выступает важнейшим
источником и стимулом развития личности); умение учителя научить детей искать,
отбирать учебный материал, изучать его, думать, рассуждать, высказывать свои
мысли, суждение и сомнения …
Исходя из вышеизложенного,
педагогический коллектив гимназии наметил следующие направления деятельности на
ближайшее будущее:
·
Включение
в эксперимент российского уровня по разработке стандартов второго поколения
(руководитель Дзятковская Е.Н., профессор РАО);
·
Дальнейшее
развитие системы профильной и предпрофильной
подготовки;
·
Расширение
сетевого взаимодействия и социального партнерства школы;
·
Укрепление
государственно-общественной составляющей в управлении школой;
·
Совершенствование
системы мониторинга качества образования.